Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Альтернативная гражданская служба: порядок направления и прохождения


С. А. Крикунов
Источник: Работа и зарплата

В части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации провозглашено право граждан РФ на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Тем не менее до недавнего времени механизм его реализации не

В части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации провозглашено право граждан РФ на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Тем не менее до недавнего времени механизм его реализации не был разработан. Наконец 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ. Наверно, нет больше ни одного закона, проект которого пролежал бы так долго под сукном в Государственной думе: первое чтение состоялось в декабре 1994 года, а принят он был в июне 2002 года.

Согласно Федеральному закону альтернативная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

- несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу направляют граждан мужского пола в возрасте 18–27 лет, которые:

- не находятся в запасе;

- имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

- лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой;

- получили соответствующее решение призывной комиссии.

Заявление подает гражданин в военный комиссариат, где состоит на воинском учете, в следующие сроки:

- до 1 апреля, если он подлежит призыву на военную службу в октябре–декабре текущего года;

- до 1 октября, если он подлежит призыву на военную службу в апреле–июне следующего года.

Заявление составляют в произвольной форме с указанием причин и обстоятельств, побудивших к его написанию. Например, можно сослаться на свои пацифистские или религиозные убеждения. Если гражданин относится к коренному малочисленному народу, то об этом прямо указывают в заявлении. К нему прилагают автобиографию и характеристику с места работы или учебы, а также другие документы.

Нелишне указать лиц, которые могут подтвердить достоверность доводов, что несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина.

Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривают на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

Затем призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене, которое возможно в случаях, если:

- гражданин нарушил срок или порядок подачи заявления;

- характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- в заявлении и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

- гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

- ранее гражданину была представлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, от которой он уклонился.

Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии их документального подтверждения являются:

- заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручают повестку с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения. Однако такое решение призывной комиссии может быть обжаловано в суде, при этом его выполнение приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Как видим, порядок направления на альтернативную военную службу во многом носит субъективный и оценочный характер, то есть зависит от мнения членов призывной комиссии, потому что ни в Конституции, ни в федеральном законе нет четкого толкования терминов «убеждение» и «вероисповедание». Возможно, подробнее этот вопрос будет регламентирован в Положении об альтернативной гражданской службе, которое разрабатывает Правительство РФ, а пока все споры по данному поводу будет рассматривать суд.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

- в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

- в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- в организациях Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

В настоящее время идет составление базы данных об организациях, которые заинтересованы в предоставлении рабочих мест для прохождения гражданской службы. Возглавляют эту работу согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2003 года № 793 Минтруда РФ и Минобороны РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2003 года заинтересованным министерствам и ведомствам предложено ежегодно к 1 января представлять в Минтруда РФ сведения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут проходить службу альтернативщики. В дальнейшем, до 1 марта и 1 сентября соответственно, Минтруда РФ и Минобороны РФ разрабатывают и доводят плановые задания по приему граждан на альтернативную службу.

По предварительным сведениям в целом по России вполне реально создать минимум 15-20 тысяч рабочих мест и уже в первый год направить на альтернативную службу не менее 4 тысяч человек.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан, имеющих профессиональное высшее образование, - 21 месяц.

Срок альтернативной гражданской службы в организациях ВС РФ в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан, имеющих высшее профессиональное образование, - 18 месяцев.

Правовые основы трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную службу, представляют собой некий симбиоз норм трудового права и военного законодательства. Так, при трудоустройстве альтернативщиков важно помнить, что началом альтернативной гражданской службы гражданина считают день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а не день его поступления на работу в конкретную организацию. То есть здесь просматривается аналогия с военно-служащими по призыву, направленными для прохождения военной службы, а не с работниками, которых принимают на работу по трудовому договору.

Кроме того, в срок альтернативной гражданской службы не засчитывают:

- прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

- время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

- время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Естественно, подобной нормы в ТК РФ нет. Вместе с тем работодатель обязан заключить с гражданами, направленными для прохождения альтернативной службы, срочный трудовой договор на период ее прохождения. Об этом он в трехдневный срок должен уведомить военный комиссариат, направивший гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

При заключении срочного трудового договора существует один нюанс, о котором хотелось бы упомянуть. С учетом того, что в срок альтернативной службы не засчитывают указанные выше периоды, в момент оформления трудового договора работодателю невозможно определить конкретную дату окончания его действия. Поэтому в графе «срок трудового договора» необходимо произвести запись «на время прохождения альтернативной гражданской службы». Дело в том, что если срок трудового договора ограничить предполагаемой датой окончания альтернативной службы, то в случае ее продления (на период, который не входит в ее срок) договор на основании статьи 58 ТК РФ следует расценивать как заключенный на неопределенный срок. Значит, к нему будут применять только правила прекращения трудового договора, установленные ТК РФ. В федеральном законе (статья 23) приведены основания и порядок увольнения граждан с альтернативной гражданской службы, а не основания прекращения трудового договора, которые установлены статьей 77 ТК РФ.

Основаниями для увольнения являются:

- истечение срока альтернативной гражданской службы;

- признание гражданина военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

- осуществление полномочий члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, а также избрание депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем исполнительного высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществление указанных полномочий на постоянной основе;

- вступление в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Таким образом, и при увольнении есть свои особенности, которые соотносятся с нормами военного законодательства. Сама процедура увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы будет определена Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Решение об увольнении принимают должностные лица, определяемые руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. Такое решение является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу.

Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора и выдает ее на руки в день увольнения (последний день работы). О прекращении срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, работодатель обязан в течение трех рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считают день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

Важно отметить, что время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывают в общий и непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности. Все основные права и обязанности работника в сфере труда предусмотрены статьей 21 ТК РФ. Применительно к гражданину, проходящему альтернативную службу, их конкретное содержание дополняется, а подчас и изменяется положениями, установленными федеральным законом, о чем подробнее будет рассказано в одной из следующих публикаций на данную тему.

Подводя итог, можно отметить, что правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция РФ, Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», ТК РФ и иные федеральные законы и нормативные правовые акты, изданные в целях реализации конституционного права граждан. Альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности граждан, регламентированный нормами трудового права, но с учетом некоторых особенностей, продиктованных целью организации такой службы.

(О правах, обязанностях и ответственности "альтернативщиков" читайте в следующм выпуске)

С. А. КРИКУНОВ

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru