Знакомьтесь, наш новый сотрудник!
Оксана КРЫЛОВА
Источник: Элитный персонал
Устроившись на новое место работы, Инна дала себе слово не повторять прежних ошибок. На работу приходить вовремя, на совещаниях не задавать посторонних вопросов, во внутрифирменных дрязгах не участвовать и служебные
Устроившись на новое место работы, Инна дала себе слово не повторять прежних ошибок. На работу приходить вовремя, на совещаниях не задавать посторонних вопросов, во внутрифирменных дрязгах не участвовать и служебные романы не заводить. И весь первый месяц испытательного срока Инна старательно держала себя в руках.
Однако, освоившись на новом месте, Инна все активнее стала нарушать собственные запреты. «Что криминального в невинной болтовне с симпатичным замом главбуха? – рассуждала она. - Зато я отличный маркетолог, моим исследованием все остались довольны». Работой Инны начальство действительно было довольно, но к окончанию испытательного срока ее ждал неприятный сюрприз. «Уволена из-за несоответствия корпоративной культуре компании» - таким был окончательный вердикт.
Как заметили психологи, занимающиеся корпоративными отношениями, эта ситуация весьма типична. После огромного напряжения первого месяца работы в новой компании большинство людей расслабляется, посчитав, что основные опасности – быть не принятым в коллектив, не справиться с работой – уже позади.
Оказывается, это не совсем верно. К окончанию испытательного срока за новым сотрудником начинают наблюдать даже более пристально, чем в первые дни, при этом ему уже не делают скидок как новичку. Кроме того, к моменту заключения постоянного контракта от нового специалиста ждут определенных свершений. Поэтому за последний месяц испытательного срока необходимо продемонстрировать особое рвение в работе, проявить свои лучшие профессиональные качества.
Вы уже считаете себя своим в компании? Отлично. Докажите это. Например, придите на финальные переговоры с работодателем с готовым списком проектов, которые Вы могли бы осуществить на своем месте, недостатков в работе, обнаруженных свежим взглядом. Только не переборщите, ведь компания и до вашего прихода как-то работала, значит не все так плохо, как вы изобразили.
Если же вам все-таки не удалось остаться в компании, то имейте мужество выяснить причины вашего несоответствия этому месту, проанализируйте свое поведение и уж в следующий раз сделайте все на «пять с плюсом». Конечно, не стоит настраиваться на такой печальный финал. По данным статистики, увольнение специалиста после испытательного срока и поиск нового человека на это место обходится работодателю гораздо дороже, чем программы по активной адаптации новичка. При включении в сеть необходим адаптер
Такого мнения придерживается абсолютное большинство западных компаний. С этой целью в Великобритании, а затем и во всей Европе даже был принят особый стандарт качества по работе с персоналом Investors In People. Который, кроме всего прочего, включает в себя целый курс по адаптации персонала всех уровней в компании. К сожалению, в России по этому стандарту сертифицирована пока только одна компания ? TNT Express.
«Программа разделена на теоретическую и практическую часть», - рассказывает Мария Корбут, директор по маркетингу и развитию бизнеса компании TNT Express в России. Теоретический курс длится три дня и состоит из нескольких модулей:
- Правила внутреннего распорядка и техника безопасности
- Информация о компании в целом. История компании. Операционная структура и взаимодействие сетей по всему миру. Структура компании в России и в конкретном регионе
- Рабочее место. Дополнительные обязанности. Показатели и оценка эффективности на период испытательного срока и после него
- Семь ключевых процессов компании: как каждый сотрудник включен в них. Принципы качества, принятые в компании. Программа Investors In People: что она дает каждому сотруднику лично
- Фокусирование на клиенте. Внутренняя терминология компании
В рамках практического курса любой вновь пришедший сотрудник в течение первого месяца проводит два рабочих дня в каждом из подразделений компании: ездит с курьером для доставки посылок и грузов, работает на сортировке документов, посылок и грузов, принимает звонки от клиентов и т.д. Это дает возможность каждому понять специфику работы всех своих сослуживцев и компании в целом.
Кроме того, на весь период испытательного срока к каждому новичку приставлен персональный коучер, который должен не только ввести подопечного в курс дела, но и познакомить с внутренней жизнью компании, ее традициями, ритуалами, порядками, со всем вплоть до профессионального сленга. «Причем для коучера это не общественная нагрузка, а самая настоящая работа, за которую он получает зарплату», - уточняет Мария Корбут. Конечно, программа не может гарантировать, что человек приживется в компании. Но каждому дается максимум информации и возможностей для того, чтобы стать частью команды, осознать, что общий успех зависит в том числе и от него.
Российский вариант
В отечественных компаниях работа по адаптации персонала, по сути дела, проходит период своего становления. Так, например, в компании «Инком-недвижимость» программа по адаптации новых членов команды ведется всего полтора года. Первыми были «охвачены» специалисты среднего звена - агенты и эксперты по недвижимости, а также административный персонал: секретари, офис-менеджеры, менеджеры по контролю. Сегодня идет разработка особого курса для руководителей подразделений и других топ-менеджеров.
«Поиск работы - это стресс, а адаптация - процесс, позволяющий свести к минимуму его последствия»,- полагает Светлана Абрамова, начальник отдела набора и адаптации персонала корпорации «Инком-недвижимость». В компании уверены, что адаптировать нужно не только тех, кто пришел в компанию «с улицы», но и собственных сотрудников, которые передвигаются на более высокие посты.
«Естественно, для них программа будет менее насыщенной, ведь они уже знакомы с внутренней жизнью компании, но вовсе отказываться от такого курса не стоит, - говорит Светлана Абрамова. - В противном случае, человек еще долго не сможет работать эффективно и приносить компании максимальную пользу».
Существующая сегодня программа делится на 3 блока. Первый – двухнедельная стажировка в отделении - включает в себя знакомство с бизнесом компании, внутренним распорядком, корпоративными требованиями и правилами, социальными условиями. Новичку выдают папку с документами, где все это отображено, а наставник помогает вникнуть в специфику риэлторской деятельности. Второй – обучение в собственном Учебном центре (лекции, тренинги, деловые игры) для тех, кто не имеет опыта работы в сфере недвижимости. И третий – введение в должность в отделении, где сотрудник проходил стажировку. На этом этапе перед новым сотрудником уже ставятся рабочие задачи, оговариваются этапы и сроки их выполнения. Для каждой должности составляется собственный адаптационный план. «Эту программу мы разработали ее с учетом специфики отечественного рынка труда и особенностей деятельности нашей компании», - отмечает Светлана Абрамова.
Процесс адаптации нового сотрудника холдинга «Эконика».начинается за несколько дней до его выхода на работу и продолжается в течение всего испытательного срока. Но, конечно, первому дню отведена особая роль. «Каждый новый сотрудник в первый раз приходит на работу на 1 час позже остальных, -. рассказывает Надежда Сладкова, директор по персоналу компании. - Это сделано для того, чтобы все те, кто должен встретить его и представить коллективу, уже были на рабочих местах, и новому человеку не пришлось чувствовать себя «нежданным гостем». Встречающий менеджер по персоналу вручает ему «Пакет новичка» с набором фирменных канцелярских принадлежностей, корпоративной газетой, мини-буклетом, где описаны внутренние правила, традиции, льготы и разнообразная справочная информация. Причем вручение этого пакета происходит неформально, с различными пожеланиями, шутками.
Затем нового сотрудника представляют членам его подразделения. Кстати, всех новичков заранее предупреждают о том, что они должны подготовить небольшой рассказ о себе для своих коллег - в живой, веселой форме. Далее проходит экскурсия по офису. И «обед с новичком», на который нового сотрудника приглашает его непосредственный руководитель или наставник. После чего устраивается вечерний чай в своем подразделении. По мнению г-жи Сладковой, такой насыщенный первый день существенно облегчает процесс адаптации сотрудников в новом коллективе.
А что у вас? PriсewaterhouseСoopers. В первый рабочий день новичка приглашает на «ланч-знакомство» его непосредственный руководитель. При этом компания даже выделяет небольшие средства на оплату этого обеда.
«Лаборатория Касперского». Здесь существует традиция встречать каждого нового сотрудника приятным сюрпризом. Как правило, это небольшой подарок - чашка, ручка, забавный сувенир, который новичок находит на своем столе в первый рабочий день.
Philips Electronics. О приходе каждого «новенького» сотрудника всех «старых» работников оповещают по электронной почте, на информационную доску вешают объявление об этом событии.
«Рэдиссон-Славянская». Первый рабочий день новых сотрудников – всегда четверг. Это сделано для того, чтобы за четверг-пятницу человек вошел в курс дела, сориентировался в гостинице, а в понедельник уже приступил к своим непосредственным обязанностям.
Неудачный выход
Вы ни разу не сталкивались с пристальным вниманием к новому сотруднику? И не уверены, что с каждым поступившим на работу стоит возиться? Конечно, можно уповать на то, что взрослый человек способен без посторонней помощи влиться в коллектив. Но на самом деле так происходит далеко не всегда.
Рассказывает Вадим Л., руководитель группы программистов: - В течение последних пяти лет я работал программистом на удаленных проектах, т.е. выполнял свою часть работы, не выходя из собственной квартиры. Но с рождением дочери решил поискать работу в офисе. Я остановил свой выбор на одной их серьезных корпораций. Мне предложили должность программиста в группе, занимающейся новым проектом, с перспективой занять место начальника одной из групп, как только проект заработает в полную силу.
На следующий день менеджер по кадрам проводила меня до моего рабочего места и испарилась. Я уселся за стол в ожидании начальника с заданием или какой-нибудь реакции со стороны соседей по комнате. Однако ни того, ни другого не последовало. Я просидел за своим столом все восемь часов, но на меня так никто и не обратил внимания. Второй день прошел точно так же. На третий остался дома и снова начал искать удаленную работу.
Через неделю мне позвонил начальник службы персонала компании и поинтересовался, почему я не хожу на работу. Когда я рассказал о том, что произошло, он мило извинился и сказал: «Просто Ваш непосредственный начальник был болен, а все остальные не знали, что именно Вы должны делать. Так что выходите на работу, не стесняйтесь!»
Думаю, излишне говорить, что в эту компанию я все равно не пошел.
Что нужно успеть в первый рабочий день
Конечно, выйдя на новое рабочее место, не стоит целиком надеяться на заботу работодателя. Постарайтесь принять меры по самостоятельной адаптации в новом коллективе. Можно, например, использовать проверенный способ – «проставиться». Но лучше все же действовать так, как рекомендует Марина Князева, психолог-консультант компании «Ламбре»:
Несколько несложных советов для вновь прибывших
- Не опаздывайте и ни в коем случае не приходите раньше. В первом случае вы зарекомендуете себя как необязательного работника, а во втором – восстановите против всех своих коллег, которые расценят ваш ранний приход как излишнее рвение или намек на их непунктуальность.
- Первым делом познакомьтесь с коллегами, не бойтесь проявить инициативу в этом вопросе. Не надейтесь на свою память - запишите их имена и должности.
- В течение рабочего дня старайтесь пореже смотреть на часы. Коллеги могут подумать, что вы хотите побыстрее уйти домой.
- Будьте готовы к тому, что сослуживцы начнут проверять вашу лояльность. Например, станут в вашем присутствии критиковать босса, призывая вас поучаствовать. Не поддавайтесь на провокации: у вас еще будет время высказаться по любому поводу.
- Предыдущий совет не означает, что вам нужно упорно игнорировать любые попытки вступить с вами в контакт. Нейтральные темы разговора лучше поддерживать, даже если они вас совершенно не вдохновляют.
- Не делайте распространенной ошибки - не ввязывайтесь в интриги типа «против кого дружить будем». Постарайтесь встать «над схваткой»: продемонстрируйте ровное, доброжелательное отношение ко всем без исключения. Если же подковерные игры – ваша стихия, то, по крайней мере, разберитесь сначала в диспозиции.
- Прежде чем с головой погружаться в работу, расставьте приоритеты: чье задание выполнять первым, чье - вторым, а чье - отложить в долгий ящик.
- Если компания не предоставляет вам «наставника» или «проводника по офису», то сами попросите кого-нибудь из коллег устроить вам внутрифирменную экскурсию: рассказать, что и где лежит, кто и где сидит, как пройти в столовую и туалет, и по каким дням выдают зарплату.
- Если вы мужчина, то постарайтесь понравиться женщинам, естественно, не допуская никаких вольностей в обращении. А вот женщине лучше не привлекать к себе излишнего внимания коллег противоположного пола: сослуживицы вряд ли будут довольны, если «новенькая» вдруг станет королевой офиса.
- Не делайте никаких далеко идущих выводов в первый день. Скорее всего, вы ошибетесь, а, как известно, тяжелее всего простить людям те недостатки, которые мы сами им приписали.
- Лучше всего с первого дня вести себя так, как вам наиболее свойственно. Ведь «стоять на цыпочках» все время работы в этой компании вы не сможете. А если впечатление, произведенное вами в первый день, будет резко разниться с вашим обычным поведением, вы навсегда лишитесь доверия коллег.
Прочитав все советы и рекомендации, и осознав, какие ужасы поджидают вас на новом рабочем месте, вы решили в ближайшее время не покидать свою, уже порядком надоевшую компанию? Напрасно. Смело меняйте работу, если чувствуете, что на старом месте вы сделали все, что могли, засиделись или просто устали от коллектива. Одним словом, не бойтесь перемен, но будьте к ним готовы!
|