Как пережить кризис с пользой для себя
Анна Крол
Источник: Работа и зарплата
В каждой проблеме скрыт бесценный дар для тебя. Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе необходимы. Ричард Бах. Иллюзии Практически у каждого человека в жизни случаются кризисы. Искусство выхода из них -
В каждой проблеме скрыт бесценный дар для тебя. Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе необходимы. Ричард Бах. Иллюзии Практически у каждого человека в жизни случаются кризисы. Искусство выхода из них - необходимый инструмент для управления собственной судьбой. Как разрешить сложную ситуацию с пользой для себя? Попробуем ответить на этот вопрос.
Прежде всего, почему возникает профессиональный кризис (в данном случае - потеря работы)? Конечно, внешние причины могут быть разными: сокращение штатов, ликвидация предприятия; руководство решило, что вы плохо справляетесь со своими обязанностями, или им больше не нужен специалист такого профиля… Этот список можно продолжать.
Но есть и внутренние причины. Как правило, в подобные ситуации чаще попадают люди, не склонные к интенсивным переменам (те, кто любит перемены, обычно создают их сами, а не ждут, пока жизнь даст им толчок для дальнейшего движения). Кроме того, предпосылки для неприятного финала обычно созревают не один день. Стало быть, вы зазевались и не заметили, что обстановка складывается не в вашу пользу, пока не остались без работы.
Что делать? Как известно, выход из кризиса включает в себя несколько этапов: сопротивление, принятие, изменение ситуации. Обычно первой реакцией бывает негодование (как со мной могли так поступить?!), страх (что же теперь будет?) или чувство собственной никчемности (я никуда не гожусь!). Конечно, речь идет о наиболее распространенных негативных реакциях.
Если вы на следующий день после увольнения думаете: «Как все удачно сложилось. Теперь найду новую работу - гораздо лучше предыдущей», и не лукавите сами с собой, то кризиса как такового у вас не будет. Вы просто спокойно устроитесь на другую работу.
Если же вы испытываете дискомфорт, значит пора обратить внимание на себя, свой внутренний мир и на то, как вы строите свою жизнь.
Кризис - это шанс измениться, открыть новые возможности и способности.
Есть две деструктивные стратегии поведения в кризисной ситуации: эйфория (море по колено) и депрессия, зачастую сопровождающаяся бессонницей, плохим самочувствием, запоями и прочими малоприятными состояниями. Их следует избегать.
Если вы чувствуете, что замыкаетесь в себе, необходимо обратиться за помощью. Воспользуйтесь услугами специалистов (психологов, кадровых агентств и т. д.). Попросите моральной поддержки у друзей (только выбирайте тех, которые настроены позитивно и не будут поощрять ваше депрессивное настроение).
Очень важно во время кризиса поддерживать физическое здоровье любыми приемлемыми методами (физические упражнения, правильное питание, прогулки на свежем воздухе и т. д.). Если вы впадаете в панику и начинаете метаться в поисках нового рабочего места, не обращая внимания на свое состояние и не имея четкого плана действий, успеха не достигнете.
С чего начать? Прежде всего расслабьтесь и успокойтесь (поможет теплая ванна, поход в кино, поездка за город). Выделите минимум один день (можно и три дня, и неделю — все зависит от конкретной ситуации) и полностью посвятите его себе.
Когда поймете, что при мысли о прежней работе у вас не трясутся руки, не учащается пульс и ком не подступает к горлу, можно переходить к следующему этапу. Для этого потребуется чистая тетрадь, ручка, два часа времени и возможность побыть одному.
Сядьте, расслабьтесь, закройте глаза и минут десять просто спокойно подышите, наблюдая за каждым вдохом и выдохом. Представьте, что вы находитесь на берегу моря или на солнечной лесной поляне. Затем откройте глаза, сконцентрируйтесь и вспомните весь свой профессиональный путь. Каковы ваши сильные и слабые стороны как профессионала? Сколько лет вы работаете в данной области? Что за это время изменилось, а что осталось прежним? Запишите ответы. Между вопросами делайте небольшие перерывы для расслабления.
Далее поразмышляйте: какую работу вы хотите найти? Каким условиям она должна соответствовать? Что вы можете предложить и что хотите получить? Постарайтесь учесть максимум параметров, а не только размер зарплаты и расстояние от дома до фирмы. Где могут понадобиться специалисты вашего профиля? Если они мало востребованы, подумайте, чему еще вы хотите научиться.
Быть может, у вас есть дополнительные навыки или хобби, которые принесут доход. Например, хорошее знание иностранного языка, умение водить машину, классно делать ремонт, разбираться в компьютере или печь вкусные пирожки… Дайте волю воображению. Существуют разнообразные виды человеческой деятельности, в которых можно попробовать себя, если по какой-то причине не удается найти работу по специальности, или приобретенная когда-то специальность уже устарела.
Затем подумайте, какие практические действия вы можете предпринять (дать объявление, пойти в местную службу занятости или кадровое агентство, обзвонить всех своих знакомых - возможно, они подскажут вам что-то полезное, пойти на курсы профессиональной переподготовки и т. д.). И приступайте к реализации намеченного плана. Обязательно определите конкретный срок исполнения для каждого пункта. Не позволяйте отрицательным эмоциям управлять вами. Действуйте с уверенностью, что вы обязательно найдете устраивающий вас источник дохода. Поговорите со своими близкими. Объясните им ситуацию и попросите поддержать вас в этот непростой период.
Рассчитайте имеющиеся у вас ресурсы (материальные, временные и т. д). Естественно, чем они ограниченнее, тем активнее придется действовать. Но есть некая естественная скорость течения событий.
Если все идет не так быстро, как вам хочется, не пилите себя. Попробуйте понять, что мешает вам найти подходящую работу. Это могут быть:
1. Неумение подавать себя (составлять грамотное резюме, общаться с работодателями и т. д.).
2. Несоответствие ваших запросов реальной ситуации на рынке труда.
3. Внутренние конфликты (вы решили делать одно, а подсознательно хотите совсем другого). Себя не обманешь. Нет смысла через силу заниматься тем видом деятельности, который чужд вашей натуре, - ничего хорошего из этого не выйдет. Ориентируйтесь на то, что вы любите и хотите делать. У человека всегда есть шанс реализовать истинные желания. Мешают этому страх, лень или отсутствие правильной стратегии в действиях.
4. Перенасыщенность рынка труда. Например, вы живете в маленьком городе, где ограничено число рабочих мест, и вас сократили. Шансов найти другую работу немного. Тогда придется менять сферу деятельности или место жительства. Это нелегко, но возможно. Несколько полезных советов по прохождению собеседования.
Настраивайтесь на лучшее и постарайтесь создать себе и другим хорошее настроение. Ваши проблемы и неприятности мало волнуют работодателя. Его интересует профессиональный уровень кандидата и ответ на вопрос: «А мы сработаемся?»
Используйте активные формулировки «знаю, умею, владею, могу». Если вас смущает уровень собственных знаний и навыков, можете сказать, что владеете, например, основами бухучета. Ответы «Это мы проходили, прослушали курс в институте» или «Я два года изучал английский» ни о чем не говорят.
Будьте лаконичны, излагая подробности своей биографии и профессионального опыта. Правильно расставляйте акценты, не вдаваясь в чрезмерную детализацию. Посмотрите на себя со стороны. Вы уверены, что ведете себя должным образом и не выглядите в глазах окружающих конфликтным или плохо воспитанным человеком? Хотя бы изредка задумывайтесь о том, чего ждет от вас собеседник, насколько ваши слова и поведение соответствуют этому.
Довольно часто соискатели проявляют неосторожность, рассказывая о предыдущем опыте работы. В качестве причины ухода называют проблемы с бывшим руководителем и сослуживцами (но кто же примет в организацию сотрудника, не умеющего ладить с людьми?). В ответ на просьбу рассказать о коллективе, возможных конфликтах и путях их решения, нередко соискатель выдает подробную информацию о склоках, достойных коммунальной кухни. А ведь речь идет о производственных проблемах, которые неизбежны в любой работе. Вот о них и нужно говорить.
Как отвечать на подобные вопросы? Объясняя причину ухода, сделайте акцент на потребности в карьерном росте и осознании своего профессионального потенциала: «Я знаю, что способен на большее». Назовите финансовые проблемы организации, отсутствие нормального объема работы, а следовательно, нормальной зарплаты и т. п. О бывшем начальнике скажите что-нибудь хорошее, избегая слишком длинных и восторженных речей. «Он прекрасный организатор» или «Он вполне компетентен в данной сфере бизнеса» - этого достаточно. О коллективе также отзовитесь по-доброму, но кратко.
Иногда на собеседовании задают вопросы о частной жизни, семейном положении, причинах отсутствия семьи, детей и т. п. У некоторых они вызывают бурную реакцию: «Какое это имеет отношение к работе?» или «Вам что за дело?». В результате диагноз «конфликтный характер» напрашивается сам собой. Никто и не думает лезть вам в душу. Работодатель всего лишь хочет узнать, какие у вас планы и какие материальные требования в связи с изменениями в личной жизни вы будете выдвигать перед организацией и т. п.
Если вы пока не обзавелись семьей, сообщите, что с личной жизнью у вас все в порядке, а при возникновении каких-либо проблем вы не будете вовлекать работодателя в их решение и постараетесь справиться с ними без ущерба для любимой работы.
Постарайтесь произвести впечатление человека, умеющего быть адекватным ситуации, грамотно общаться с людьми. Докажите, что вы компетентны в профессиональных аспектах. Не зажимайтесь, следите за осанкой, интонацией речи, манерой говорить. Задавайте вопросы, выявляющие вашу реальную заинтересованность в работе. Держите разумную дистанцию (без панибратства или раболепства).
Кто ищет, тот находит. Наконец вы нашли новое рабочее место. Значит ли это, что можно расслабиться? Пока еще нет. Как правило, к новому надо привыкнуть. Продолжительность процесса адаптации зависит от многих факторов: личных качеств соискателя, обстановки в коллективе, сложности должностных обязанностей и т. д. Средняя продолжительность периода адаптации - от месяца до трех. В это время надо быть очень внимательным к себе и к взаимоотношениям с коллегами. Изменить уже сложившийся стереотип сложнее, чем сразу построить грамотные отношения.
На первых порах ограничьтесь рамками непосредственных служебных обязанностей и не давайте непрошеных советов окружающим, даже если вы уверены, что знаете о чем-то лучше них. Постарайтесь почувствовать ситуацию в коллективе и поддерживать доброжелательные отношения с сотрудниками. Не позволяйте себе плохо отзываться о ком-либо из коллег или начальников. Будьте слушателем и наблюдателем. Гармоничные отношения с руководителями, подчиненными, работниками вашего уровня выстраиваются постепенно. Здесь очень важную роль играет манера общения (насколько она совпадает с корпоративной культурой), адекватная самооценка и готовность к разумным компромиссам, а также профессиональная компетентность.
Но вот период адаптации прошел. Вы уже чувствуете себя уверенно. Все в порядке. Настал подходящий момент, чтобы подумать о будущем. Если вы не хотите еще раз наступить на те же грабли - не пускайте свою жизнь на самотек. Сегодняшняя ситуация на рынке труда нестабильна. Многим людям, выросшим в советской системе профессионального образования (ориентированной на стабильность), нелегко смириться с этим фактом. Но рынок есть рынок. Сегодня вы устраиваете своего работодателя, завтра он может найти лучшего сотрудника. Поэтому:
1. Повышайте свой профессиональный уровень - сами и добровольно.
2. Держите в поле зрения ситуацию на рынке труда. Выигрывает тот, кто имеет активную жизненную позицию. Может быть, вы сами захотите сменить рабочее место на лучшее.
3. Овладевайте дополнительными знаниями и навыками.
4. Двигайтесь. Тому, кто слышит шепот судьбы, не приходится слушать ее крик. Учитесь чувствовать изменения, когда они еще только зарождаются.
5. Поинтересуйтесь основами кадрового менеджмента. Попробуйте научиться видеть ситуацию глазами работодателя.
6. Планируйте свою карьеру осознанно. Ставьте реалистичные цели и добивайтесь их. Помните, что вы - хозяин своей жизни и только от вас зависит, какой она будет.
Анна Крол
|