Профилирование безработных
Владимир Власов
Источник: Работа и зарплата
По последним опубликованным данным исследования проблем занятости населения, которое провел Госкомстат России в 2003 году, численность безработных в Москве составила 67 тысяч человек, что на 5,9 % больше, чем за тот же
По последним опубликованным данным исследования проблем занятости населения, которое провел Госкомстат России в 2003 году, численность безработных в Москве составила 67 тысяч человек, что на 5,9 % больше, чем за тот же период 2002 года. Причем безработных мужчин стало больше на шесть тысяч человек, а женщин - на две тысячи. Многие специалисты считают, что занятость в целом стала менее стабильной. Причинами нестабильности являются увольнения и сокращения численности персонала, а также добровольное прекращение трудовых отношений.
Чувство ненадежности занятости у многих москвичей зависит от того, как они оценивают возможности, которые могут предоставить их профессиональные навыки и уровень квалификации при быстром изменении потребностей рынка труда.
В этих условиях законодатели позаботились, чтобы безработные, которые обратятся в службу занятости, смогли найти работу в оптимальные сроки. В прошлом году в Закон «О занятости населения в Российской Федерации» было внесено дополнение, касающееся безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости. Речь в нем идет об организации и проведении специальных мероприятий по профилированию таких граждан.
Что такое профилирование?
При обсуждении данного нововведения в закон о занятости (еще на стадии законопроекта) в Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений возникало достаточно вопросов. Многие видели в названии «профилирование» что-то отдаленное от человека, вроде технического термина из области обработки металла. Когда автор говорил по этому поводу с некоторыми специалистами службы занятости Москвы, они высказывались о некорректности применения данного понятия к безработным.
Заметим, что разработка методики профилирования, направленная на создание более гибкого рынка труда, осуществлялась в рамках специального международного проекта «Содействие структурной перестройке системы социальной защиты», на деньги, взятые в кредит у Всемирного банка. Этим, а также неточностью перевода можно объяснить появление данного названия.
По определению разработчиков методики, профилирование - это система разбиения безработных на категории в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик безработного, отражающих потенциал трудоустройства и мотивацию к трудоустройству, с последующим определением оптимального, с точки зрения повышения потенциала трудоустройства, набора активных программ занятости для тех групп безработных, помощь которым со стороны службы занятости является экономически эффективной при заданных ресурсных ограничениях.
Обратим внимание на то, что профилирование должно привести к экономически эффективной работе служб занятости при заданных ресурсных ограничениях. Это надо понимать так: из бюджета выделяется определенная сумма на трудоустройство незанятых и защиту их от безработицы, а службы занятости стараются с минимальными затратами средств возвратить безработных на рынок труда. При росте безработицы количество безработных благодаря услугам службы занятости будет уменьшаться.
Безработных ставят на поток
Профилирование ставит работу с безработными на поток. Данный метод широко распространен в Западной Европе, где потерявший работу гражданин обращается в службу занятости, проходит тестирование на компьютере, после чего чиновник решает, нужно ему помогать или он самостоятельно найдет работу. Но надо иметь в виду, что в Европе люди живут в рыночных условиях сотни лет и за это время успели привыкнуть к увольнениям. Совсем другое дело у нас.
Методика профилирования предусматривает процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработных и работников служб занятости на повышении конкурентоспособности безработного на местном рынке труда. Профилирование позволяет проявлять определенную гибкость: доля безработных, с которыми служба занятости будет работать более тщательно, определяется исходя из финансовых и штатных возможностей службы занятости и может меняться в зависимости от ужесточения или ослабления этих ограничений.
Придется пройти тест
Профилирование предусматривает тестирование гражданина, пришедшего в службу занятости. Тест выявляет ряд факторов, определяющих вероятность длительной безработицы.
• Пол работника. Женщины испытывают больше проблем с поиском работы. • Возраст. Чем старше человек, тем труднее найти работу.
• Наличие профессионального образования и определенных навыков в труде уменьшают время поиска работы.
• Стаж на последнем месте работы - чем он больше, тем тяжелее найти работу в силу того, что у работника аккумулируются навыки, специфические для прежнего места работы, их труднее применить у нового работодателя.
• Общий стаж - несмотря на отрицательный эффект возраста, более опытные работники трудоустраиваются быстрее.
• Количество иждивенцев - большая семья, как правило, вынуждает работника искать более высокооплачиваемую работу, а это увеличивает время трудоустройства.
• Профессиональная подготовка и переподготовка значительно повышают шансы найти работу.
• Причины увольнения - работники, высвобождаемые по сокращению штатов или ликвидации предприятия, дольше остаются безработными.
Кроме того, имеет значение, впервые ли гражданин столкнулся с проблемой поиска работы, долго ли не работал; принадлежит ли к социально незащищенным категориям.
Существенную роль играют характеристики местного рынка труда.
Вместе с тем ряд важнейших факторов разработчикам не удалось пока задействовать в методике. Это - величина заработной платы, уровень профессиональной квалификации.
В результате тестирования компьютер определяет рейтинг безработного в виде величины времени поиска работы.
Например, у Иванова предполагается длительность безработицы три месяца, а у Петрова - семь.
Этот срок корректируется с учетом мнения специалистов службы занятости, которые будут тщательно выявлять, какова мотивация к труду и самооценка безработного. Плохо, если безработный не спешит согласиться на работу, которую предлагает служба занятости.
Далее по методике подбираются конкретные программы для отобранной категории безработных. Для них компьютер составляет индивидуальный план действий. Мотивация участия безработного в предлагаемых специальных программах может быть усилена путем приостановки выплаты пособия по безработице в случае отказа от участия в программе.
Для других безработных индивидуальный план действий не составляется, но они имеют доступ к программам службы занятости. Набор программ определяется количеством средств, имеющихся у службы занятости. Весь вопрос в том, хватит ли на эти программы денег?
В службе занятости Москвы методика профилирования развивается со дня рождения этой службы и сейчас представляет собой систему работы с каждым безработным в отдельности. Это не поставлено на поток, как на Западе, где выводы делает компьютер, хотя и у нас подавляющее число безработных проходят тестирование. Особое отношение — к категории граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В жесткой опеке службой занятости не нуждаются те безработные, которые имеют соответствующие рынку труда навыки и профессиональную подготовку и уверены в своих силах.
В Московской области служба занятости более внимательно относится к молодым безработным и долго не работавшим лицам. Здесь отработаны и широко применяются тесты по профориентации безработных, их психологической поддержке и др.
Каждая служба занятости с учетом финансового обеспечения, специфики рынка труда и численности незанятых имеет свой набор активных программ помощи безработным. Но при нынешнем финансовом обеспечении программ занятости о полном введении в действие данной методики говорить не приходится. Программное обеспечение профилирования безработных - дорогое удовольствие. К тому же его надо корректировать каждые два-три года и подстраивать под ситуацию, меняющуюся на рынке труда региона. Здесь без привлечения науки и ученых не обойтись. Это вопрос будущего. А пока денег на обычные активные программы занятости Правительство РФ отпускает все меньше.
Это видно из итогов работы служб занятости за 2003 год. Количество граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости, по сравнению с 2002 годом составило 79,1 % в Москве и 75,3 % в Московской области.
Будем надеяться, что профилирование со временем заработает в полную силу и не только станет «скорой помощью» для граждан, стремящихся получить работу, но и позволит отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса долгосрочных безработных и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.
Владимир ВЛАСОВ
|