Леди-бизнес, или Бизнес для леди
Светлана Лобанова
Источник: Женский журнал "Клео"
Однажды по телевидению показывали запись круглого стола, на который были приглашены российские женщины, добившиеся успеха на карьерном поприще. И вопросы, которые им задавали, главным образом сводились к следующему: "А
Однажды по телевидению показывали запись круглого стола, на который были приглашены российские женщины, добившиеся успеха на карьерном поприще. И вопросы, которые им задавали, главным образом сводились к следующему: "А вы посоветовались с мужем, когда стали делать карьеру? Муж одобряет ваш выбор? Муж не против, что у вас так мало времени остается на семью и детей?"
Простите, а разве муж спрашивает мнение жены, когда он открывает свой бизнес, разве ему не сложно совмещать работу и личную жизнь? Почему мужчинам, занимающим руководящие посты в крупных компаниях, не выдвигают подобных претензий?
Женщина может быть и первой, и второй. Мужчина стремится быть только первым. И чаще всего у него это не получается именно потому, что вторым он себя не представляет, отсюда и проблемы, и предопределенность его поведения.
Наше общество навязывает женщине некоторую вторичность - она обязательно должна с кем-то советоваться, на кого-то оглядываться, оправдываться, знать свое место, считаться с запросами своих родственников, давить каблуком свое "я", полагая, что для нее есть только понятие "мы", даже если делает хорошее дело. Создается впечатление, что она не имеет права выходить на какую-либо арену, просто исходя из потребностей собственной личности.
Простите, но ведь у владелицы фирмы и у учительницы в школе есть определенный спектр общих проблем: работа, если женщина относится к ней серьезно, отнимает у нее большое количество сил, мыслей, творческого потенциала, времени. И у бизнес-леди, и у преподавательницы в силу воспитания и традиций существует установка, что у настоящей женщины квартира должна блестеть, полки должны ломиться от запаса чистого белья, продуктов, ребенок должен быть здоров, ухожен и окружен вниманием. Но когда ты с головой уходишь в любимое дело, составляя бизнес-план или проверяя сочинения своих учеников, то про гору грязной посуды забываешь.
И в чем тогда принципиальное отличие одной от другой? То, что женщина, занимающая руководящую должность, получает приблизительно в десять раз больше учительницы? Но ведь мы говорим о положении женщины, а не о состоянии кошелька.
Главная проблема любой работающей женщины: когда надо остановиться? Где та грань, после которой тебе врачи могут поставить диагноз: трудоголизм?
С одной стороны, работоспособность, пожалуй, наиболее безопасная из зависимостей - она порождает уверенность в себе, жажду жизни, позволяет женщине чувствовать себя незаурядной личностью.
Но, с другой стороны, "трудоголизм" ведет к ущербности остальных сторон жизни, прежде всего - личной, ведет к стрессам, перенапряжениям, ощущению несвободы и дискомфорта от этой зависимости.
Футурологи называют XXI век - "веком женщин". И корни такого определения, безусловно, кроются в ушедшем столетии, когда женщины совершили "тихую революцию", заняв достойное положение сначала в сфере наемного труда, а затем - на ниве предпринимательства. Именно женщины смогли занять твердые позиции в малом и среднем бизнесе, особенно в сфере услуг. Ведь бизнес можно делать на том, что нужно людям всегда и больше всего. Прежде всего, это учеба, развлечения и увлечения.
Бизнес, как правило, маленький и мобильный, потому что организован по принципу второго очага. Клуб, косметический салон, картинная галерея, парикмахерская - место, идеально подчиняющееся принципам семейной организации. Дело в этом случае не мешает семье, а помогает женщине быть независимой и домашней, начальницей, женой и мамой.
Не менее популярны традиционные виды предпринимательской деятельности, среди которых лидерами остаются торговля (со времен Киевской Руси) и мелкое производство "хлеба насущного" - продовольственных и промышленных товаров.
Есть, правда, еще один тип - это женщины, возглавляющие корпорации, холдинги, идущие в политику. Они невольно начинают играть в неженские игры и приобретают мужские черты: стремление отстоять позицию, перехватить управление в свои руки, занять нишу. Вырабатывается новая бизнес-психика. Сексуальный образ нивелируется, становится асексуальным.
Сегодня 80% женщин-предпринимателей России имеют высшее образование, почти две трети из них замужем и растят одного-двух детей. 25% бизнес-леди основали свое дело в цветущем возрасте до 35, около 40% - между 35 и 45 и еще 35% - 45 лет и старше. Возраст возглавляемых ими фирм - от 3 до 7 лет. "Женские" фирмы обеспечивают рабочие места для каждого четвертого работника в стране.
В методы управления и деловую культуру женщины привнесли интуицию, "маневренность", коммуникабельность, заботу о людях, эмоциональность общения, особое отношение к личным связям. Эти черты позволяют говорить о зародившемся женском стиле управления, девиз которого: "Здравый смысл, а не победа любой ценой".
Поэтесса Марина Цветаева писала, что "успех - это успеть". Качество замечательное! Но если оно дополнено компетентностью и умением подать себя и свои идеи, правильно выбрать приоритеты и создать сплоченную команду единомышленников, то вероятность успеха значительно увеличивается. Потому что давно известно, что люди тянутся к преуспевающим и удачливым в своем деле.
Как сказала Маргарет Тэтчер: "Если вы хотите посоветоваться, как делать какое-либо дело, обратитесь к мужчине, если же хотите, чтобы дело претворилось в жизнь, - обращайтесь к женщине."
Еще в XIII веке у татаро-монгол ханские жены наравне со своими высокопоставленными мужьями принимали участие в государственных советах. А столетием раньше подобными привилегиями пользовались русские княгини. Самые сокровенные помыслы русские князья не осмеливались порой воплощать в жизнь, не посоветовавшись предварительно со своими высокородными супругами. Так, когда Святослав Всеволодович в 1180 г. напал на Давыда Ростиславовича, он прежде посоветовался с женой, а ближайшим своим сподвижникам не сказал ничего.
А сегодня муж успешной женщины-лидера часто начинает страдать комплексом неполноценности. Это не она меняет отношение к нему, хотя женщина и склонна искать более сильного партнера, а он кажется себе несостоятельным, обвиняет жену в пренебрежительном к нему отношении...
Такой мужчина похож на герцога Бретонского Франциска, который несказанно обрадовался, узнав, что его будущая супруга не обучена книжной грамоте, поскольку искренне полагал, что женщина достаточно образованна, если не путает рубашку мужа с его курткой. Поэтому преуспевающая женщина или терпит такое к себе отношение, или на новом этаже своего успеха находит другого, равного себе мужчину.
Деловым женщинам психологи советуют, входя во взаимоотношения с мужчинами, легко переходить от мужского стиля поведения к женскому и обратно. Это очень правильный путь для женщины, которая решила утвердиться на традиционно мужском поприще. Потому что, когда женщина совершенно идентифицируется с мужчиной, ее соперники легко ее обыгрывают. А вот когда женщина переходит в интуитивную зону проявления женских энергий, они теряются.
Женская энергия жизни, как у кошки, которая живет девять жизней, на каком-то этапе становится нашей поддержкой. Кажется - вот дно, а под ним - еще одно, и - еще одно... Женщина интуитивно чувствует, что за краем - еще что-то есть. Это "что-то" можно называть как угодно - коллективным бессознательным, опытом прошлых жизней всех мудрых женщин, - но оно действительно интуитивно передается.
"Женщины-предприниматели, - по мнению Виктора Ханина, доцента факультета психологии УрГУ,- обладают многими преимуществами. Им присуще чутье или интуиция. Одна моя клиентка 5 лет назад решила, что возможность наращивать ногти на 4-5 см - прибыльный бизнес. В то время многим это казалось абсурдным. Но сегодня ее бизнес процветает во многом благодаря тому, что она была первой. Женщины по сравнению с коллегами-мужчинами непредсказуемы, не всегда последовательны и как следствие - подвижны в принятии решений. Это пригождается, например, в модельном бизнесе, где все просчитать невозможно".
Журнал Forbes опубликовал список 50 самых влиятельных деловых женщин мира.
Лидирует в нем Марджори Скардино, президент компании Pearson, издающей Financial Times и The Economist. Вторая - Анн Лаверджон, президент французской государственной монополии Cogema, занимающейся атомной энергетикой. На третьем месте Мэри Ма из Гонконга, топ-менеджер Legend - одного из крупнейших поставщиков компьютеров.
Составители списка отмечают, что во всем мире растет процент женщин, работающих на ключевых должностях.
Сейчас в Британии, например, 25% топ-менеджеров - женщины, хотя еще 10 лет назад их доля была меньше 10%. Увеличилась доля женщин, работающих в отраслях, которые традиционно считались "мужскими":
- Анн Лаверджон руководит всей французской атомной энергетикой,
- Мария Сильвия Маркиш возглавляет крупнейшую бразильскую сталелитейную компанию Siderurgica National,
- Сари Балдауф - шеф инфраструктуры Nokia.
Кроме этого, если раньше в компаниях, считавшихся "семейным бизнесом" женщины были, как правило, изолированы от принятия ключевых решений, то сейчас они больше чем когда-либо определяют стратегию и тактику.
Светлана Лобанова
|