Ненужные кадры: наши сотрудники непопулярны у иностранцев
Анфиса Воронина, Ольга Проскурнина
Источник: Ведомости
Россия пока не пользуется популярностью у иностранных компаний, минимизирующих издержки за счет привлечения дешевой рабочей силы. В рейтинге консалтинговой компании A.T.Kearney по привлекательности организации
Россия пока не пользуется популярностью у иностранных компаний, минимизирующих издержки за счет привлечения дешевой рабочей силы. В рейтинге консалтинговой компании A.T.Kearney по привлекательности организации производства с иностранными работниками страна заняла 21-е место из 25 возможных. По мнению экспертов, инвесторов отпугивает общий уровень бизнес-среды в России.
Индекс привлекательности разных стран A.T.Kearney оценивала по 39 показателям, сгруппированным в три блока: цена организации производства, квалификация и наличие персонала, а также бизнес-климат. Лидерами стали Индия и Китай, за ними идут страны Азии, Латинской Америки и Восточной Европы.
Россия заняла в рейтинге лишь 21-е место, уступив, в частности, ЮАР, Чили и Чехии, несмотря низкие цены, конкурентоспособность выпускников вузов и большое число инженеров и ученых. Как пишут эксперты A.T.Kearney, использовать этот потенциал России мешают неразвитая инфраструктура и неинтегрированность в глобальные процессы.
Так, по стоимости своей рабочей силы Россия делит в рейтинге 5-е место с Аргентиной, уступая Индии, Китаю, Филиппинам и Таиланду, а по показателю "кадры" (опыт в аутсорсинге бизнес-процессов, размер и наличие рабочей силы, образование, языки, удержание персонала) прочно держится в середине рейтинга. Подводит же Россию качество "бизнес-среды" - факторы риска, инфраструктура, "приспособляемость к культуре", а также "безопасность интеллектуальной собственности". По совокупности этих индикаторов Россия занимает последнее место, почти в два раза отставая от стоящих перед ней Китая и Филиппин.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин удивлен, что Россия вообще попала в поле зрения экспертов, составлявших рейтинг.
"В нашей стране пока не предпринимались попытки создать условия для прихода международных инновационных компаний", - говорит он. По его мнению, в стране "никогда не будет создана такая же развитая инфраструктура, как в Европе", поскольку "территория и плотность населения другие".
Но сами иностранцы удовлетворены качеством российских трудовых ресурсов.
"Наше совместное предприятие с "АвтоВАЗом" высоко оценено руководством GM с точки зрения образованности и квалификации российского персонала", - говорит директор по маркетингу General Motors CIS Павел Видэл. Он особенно отмечает, что работники СП очень быстро обучаются, хорошо адаптируются к новым условиям работы и владеют иностранными языками, а профессиональный уровень инженеров называет просто "отличным".
А менеджер по связям с общественностью Ford Motor Co. Оксана Хартонюк говорит, что корпорация выбрала Ленобласть для размещения там производства в первую очередь из-за наличия в регионе квалифицированной рабочей силы. Наибольшим спросом российские сотрудники пользуются на рынке программирования.
Здесь Россия - в пятерке лидеров, говорит Валентин Макаров, президент консорциума "Форт-Росс" - в него входят петербургские компании, которые специализируются на программировании по заказам крупных иностранных клиентов. "Наши программисты владеют английским лучше, чем индусы, к тому же, в отличие от азиатских программистов, межкультурных различий с европейцами у нас нет".
Однако "в стратегическом плане России лучше работать над повышением своей привлекательности для иностранных инвесторов с длинными деньгами", - считает Ясин.
Анфиса Воронина, Ольга Проскурнина
|