Обратная связь для одинокого топа
Людмила Буркина
Источник: Элитный персонал
На вершине горы удержаться нелегко: разреженный воздух, сильный ветер, от которого нет защиты, притяжение земли тянет вниз. Кроме того, здесь одиноко – на вершине нет места для многих. Не так ли ощущают себя люди,
На вершине горы удержаться нелегко: разреженный воздух, сильный ветер, от которого нет защиты, притяжение земли тянет вниз. Кроме того, здесь одиноко – на вершине нет места для многих. Не так ли ощущают себя люди, достигшие больших высот в бизнесе? Конечно, сверху открываются дали и перспективы, но куда менее отчетливо видно, что происходит у «подножья». Как же узнать правду? Кто даст «альпинисту» объективную обратную связь? На вопросы редакции отвечает Владимир СТОЛИН, доктор психологических наук, генеральный директор компании «ЭКОПСИ Консалтинг».
- Владимир Викторович, почему у топ-менеджеров возникают трудности с получением обратной связи?
- Поскольку первое лицо компании непосредственно не живет жизнью коллектива, то постепенно воображение начинает заменять ему реальность. Шеф скорее что-то додумывает, чем достоверно знает о происходящем. Как правило, обратная связь, которую он получает от своего окружения, необъективна. В принципе, чем большего человек достигает, тем в большей степени он может ожидать, что другие люди чего-то от него хотят: карьеры ли, денег, пожертвований, альянсов и т.д.
Можно, конечно, общаться с первыми лицами других компаний. Есть специальные клубы и сообщества, например, Российский союз предпринимателей и промышленников, Ассоциация менеджеров. Но в каком-то смысле это общение тоже не дает обратной связи, поскольку и там люди преследуют определенные деловые цели: наступательные, оборонительные и т.д.
Школьные или вузовские друзья тоже исключаются. Имущественное расслоение приводит к тому, что прежние связи рвутся: нельзя же смешивать дружбу и благотворительность. А иногда бывает надо, чтобы кто-то поставил перед первым лицом объективное, беспристрастное «зеркало». Примерно этим занимаются специалисты по VIP-консультированию.
- В связи с чем первые лица начинают нуждаться в таком «зеркале»?
- Успешные люди судят о себе на основании собственных поступков и результатов. Например, как человек узнает, что он храбр? Совершил храбрый поступок, не побоялся вступить в бой с превосходящими силами противника, преодолел страх. Соответственно, он делает о себе вывод. Как человек узнает, что он действует эффективно? Получая результат. Допустим, он начинал дело со 100 тысячами, теперь у него 100 миллионов. Значит, он успешный бизнесмен.
До поры до времени топов не очень-то волнует, что о них думают другие, они вообще очень не зависимы от мнений «толпы». Иногда первые лица кажутся нам неприятными именно потому, что они уперты, упрямы, не слушают ничьих советов. Но в бизнесе как раз и нужна броня от всех этих мнений, суждений и советов. Пока кто-то один доберется до «вершины», ему сто человек скажут, что это невозможно. В этом смысле, чтобы действительно чего-то достичь, он должен даже заглушить свою способность слышать других.
Но и у первого лица случаются кризисные ситуации: что-то не получилось, пошло не так, стало «буксовать», или вдруг стало скучно, возникло ощущение потери контроля над ситуацией. Какие-то действия совершаются, а эффект не тот. В чем дело? Что-то с мозгами? Или с интуицией? Реальность не та? Или может не та интерпретация явлений? Эти люди не ищут внешних объяснений. Они приписывают события внутренней жизни, повороты судьбы своим собственным усилиям. Такой человек не скажет, например, что правительство плохое, а скажет – «я не смог прорулить отношения в правительстве». Поэтому в подобные моменты у первого лица обостряется потребность в обратной связи от человека, который понимает его систему измерения и оценки и в то же время не имеет мотива искажать реальность.
- Как же создать такое «зеркало» и не попасться в ловушку собственного вкуса, симпатий и антипатий?
- Это высший пилотаж – здесь и искусство, и интуиция, и опыт, и особый склад ума консультанта-коуча. Только очень подготовленный человек способен совершать такого рода работу. Ведь если для регулярного менеджера можно построить некие стандарты: что надо знать и уметь, то в работе с первыми лицами стандартизировать ничего нельзя. Слишком разные условия «гор», условия «восхождения».
- Насколько сейчас востребована услуга VIP-консультирования?
- Здесь нет рынка как такого. Я думаю, большинство топов не верят, что на таком уровне эта потребность вообще может быть удовлетворена, что есть такие объективные «зеркала», что есть такая профессия – давать обратную связь первым лицам.
- Потому что у них нет об этом информации?
- Потому что они их никогда не видели. Людей, которые способны делать эту работу, очень мало. У меня, например, был коллега, блестящий психолог. Но когда он подходил к первому лицу, то становился скучнейшим, неуклюжим человеком, не способным связать двух слов. Настолько его подавлял ореол чужого успеха, богатства, масштаба.
- Для того чтобы топ-менеджер поверил консультанту, последний должен занимать столь же высокое положение?
- Не обязательно. Скорее, они должны находиться в разных «измерениях». Консультант не должен ассоциировать себя со своим клиентом. Так же, как хирург не сравнивает себя с пациентом, которого оперирует. Консультант должен забыть о себе, о своем опыте и превратиться в инструмент, у которого нет никакой другой мотивации, кроме как измерить, оценить, отразить.
- Предположим, ситуация отражена, что дальше?
- Это зависит от того, чего хочет достичь первое лицо. Например, коуч вырабатывает вместе со своим «подопечным» способы усиления той или иной способности, он может подсказать, где взять нужный опыт, предложить проанализировать поведение своего конкурента.
Само слово «коуч» пришло из спорта больших достижений. Принцип работы коуча (спортивного тренера) – умение активизировать талант, реализовать энергию своего «подкоучного». Это не имеет ничего общего со всякого рода советами. Тренер должен очень хорошо понимать, что это не он, а спортсмен лезет на вершину, именно у спортсмена есть ресурс для этого. Тренер ничего не может сделать за спортсмена – ни поставить ногу, ни подумать, ни «накачать» его храбростью. Он может только подобрать правильные «стимуляторы».
- Не у каждого коучера может возникнуть контакт с первым лицом?
- Конечно, это очень деликатный момент!
- Как топу выбрать, к какому консультанту обратиться? Это происходит по рекомендации, передается из уст в уста?
- Думаю, да. Схема профессиональной работы коуча выглядит так. Во-первых, четко определяется цель, которой хочет достичь первое лицо. Причем достижение должно быть качественно измеримо. Во-вторых, определяется количество встреч (сессий), ограничивается время коучинга. Иначе есть вероятность того, что такое общение превратится в сеансы бесконечной поддерживающей терапии, когда топ-менеджер начинает впадать в зависимость от коуча.
Вообще на 90% шум вокруг коучинга связан с модностью темы. Плюс к этому добавьте раздутое «эго» консультанта. Многим же хочется сказать – «Я коуч такого-то великого человека».
- Коуч - тоже человек.
- Я понимаю. Но в том-то и состоит тренированность коуча – в устранении своего «эго». Это его профессиональное требование. Впрочем, коучинг первых лиц и не может быть массовой профессией.
Точка зрения
Борис Щербаков, генеральный директор Oracle (СНГ): - Есть разные формы передачи опыта следующему поколению, «ввода в строй» новых профессионалов: наставничество, консультирование и собственно коучинг, т.е. «обучение самостоятельно принимать верные решения».
На мой взгляд, это самый эффективный инструмент управления, позволяющий обеспечить развитие личности, в том числе и профессиональный рост. Коучинг, по сути, находится где-то на стыке работы психоаналитика и режиссера. Он наиболее действенен, когда «встроен» в производственную среду. Теории учат в избытке на курсах МВА, а вот помочь в становлении специалиста в конкретной административной, экономической, человеческой среде – очень важно!
Для первых лиц возможен, наверное, только внешний коучинг, т.к. у них и «начальников» нет для выполнения такой естественной функции. Но в наших экономических реалиях, когда управляет в основном собственник, это выглядит фантастической утопией - чтобы собственника еще и учить самостоятельно принимать решения. Он их и так принимает, куда ж больше? И все время только правильные, между прочим.
Степень самоуверенности наших российских собственников-управляющих-основных акционеров находится на таком высоком уровне, что вряд ли допускает возможность применения внешнего коучинга как инструмента развития личности и, в конечном счете, бизнеса, коим эта личность управляет.
Елена Лоссь, председатель совета директоров АКГ «РСМ Топ-Аудит»: - В последнее время все больше руководителей частных компаний прибегают к услугам коуча - как правило, внешнего консультанта, психолога, умеющего грамотно позиционировать себя в компании. Обычно клиенты коуча - это уже состоявшиеся менеджеры, добившиеся успеха в своем бизнесе люди.
Вы спросите, если они уже состоялись и достигли определенных высот, зачем им нужен внешний консультант? Просто каждый руководитель желает, чтобы его компания развивалась дальше, а люди, которые в ней работают – двигались вперед, участвовали в новых интересных проектах. Некоторые из глав компаний надеются, что с приходом коуча все проблемы разрешатся, фирма начнет процветать.
Однако никакой коуч не сможет спасти ситуацию, если у самого человека нет таланта руководителя, организатора, если он сам не фонтанирует идеями, как продвигать свой бизнес, как организовать работу подчиненных, выстроить систему мотивации.
Коуч не подсказывает своему клиенту, как ему нужно действовать, он не навязывает свое мнение, но помогает клиенту оптимизировать все его внутренние ресурсы, в некотором роде расширяет его кругозор, заставляет взглянуть на свой бизнес по-новому. То есть коуч помогает открыть внутренние резервы руководителя, силы, которые он еще не успел в себе обнаружить. В своем роде такой внешний консультант – это «катализатор» для руководителя. Я также пользовалась услугами коуча, и, надо сказать, что это был интересный опыт.
Людмила Буркина
|