Чужие люди. На рынке временного персонала настоящий бум.
Анатолий Чернов
Источник: Ведомости
Компании, предоставляющие услуги по подбору временного персонала, ликуют. Количество заказов только за первую половину 2003 г. уже превысило аналогичные показатели за весь прошлый год. И это в отсутствие объективных
Компании, предоставляющие услуги по подбору временного персонала, ликуют. Количество заказов только за первую половину 2003 г. уже превысило аналогичные показатели за весь прошлый год. И это в отсутствие объективных причин для роста - в трудовом законодательстве по-прежнему отсутствует понятие "лизинг персонала".
Суть услуги "лизинг персонала" в том, что рекрутинговые компании нанимают себе в штат специалистов, которых потом предоставляют на время компаниям-заказчикам. Заказчик переводит оговоренную в контракте сумму рекрутинговой компании, которая и выплачивает людям зарплату.
Основные участники рынка временного персонала - это компании Kelly Services, MANPOWER, Adecco и "АНКОР". Представители большинства из них с восторгом говорят о подскочившем спросе на услуги. В Kelly Services в 2002 г. количество часов, отработанных временными сотрудниками, выросло на 71% по сравнению с тем, что было в предыдущем году, а за первую половину 2003 г. этот показатель уже выше, чем за весь 2002 г. У MANPOWER среднесписочная численность предоставляемого в аренду персонала в этом году превысила 1000 человек.
Для сравнения: в начале 2002 г. она варьировалась в пределах 200 - 250 человек. В "АНКОРе" прирост среднемесячных показателей численности составил 71% по сравнению с данными 2002 г. И это несмотря на то, что при почасовом расчете временный специалист обходится заказчику дороже, чем постоянный. Например, если штатный бухгалтер обошелся бы компании в $9 за час, за временного она будет платить $10 - 11 в час. При этом компании не выбирают временных сотрудников.
"Данный специалист - это наш работник, которого мы предоставляем на определенный срок компании-клиенту. Мы отвечаем за то, чтобы он максимально соответствовал требованиям компании. Если он не устраивает компанию, то в течение дня он будет заменен другим", - говорит генеральный директор компании Kelly Services Екатерина Горохова.
По оценкам экспертов Kelly Services, в России в 2003 г. будет оказано услуг по предоставлению временного персонала на $80 млн. Причин роста спроса несколько. Одна из них - постепенная легализация зарплат (серые зарплатные схемы исключены при найме временного персонала) и, как следствие, появление российских заказчиков. И хотя их доля по-прежнему не превышает 10% от общего объема заказов, рекрутеры возлагают основные надежды именно на российские компании. По данным Kelly Services, в Соединенных Штатах 81% компаний пользуется услугами временного персонала. Рекрутеры надеются, что и в России эта услуга станет очень популярной.
Вторая и наиболее важная причина роста этого сектора услуг - повышение спроса со стороны промышленников. По данным Kelly Services, основной спрос на временный персонал идет со стороны производителей товаров широкого потребления - 38% заказчиков, на втором месте банки - 18% , далее консалтинг - 12% и автомобилестроение - 10%. По словам директора по маркетингу Kelly Services Светланы Демичевой, в прошлом году основная часть заказов приходилась на офисных сотрудников.
В MANPOWER примерно такая же статистика. Генеральный менеджер московского представительства MANPOWER Владимир Юдкин говорит, что основные заказы на персонал для промышленного производства пошли только в 2003 г. "Мы очень долго готовились именно для работы с промышленным персоналом. Для этого надо было выстроить схему, позволяющую не нарушать действующее законодательство", - говорит Владимир Юдкин. Одна из сложностей с законодательством заключается в том, что арендодатель временного персонала не владеет средствами производства и не влияет на технологии, но по закону именно он должен обеспечивать работников оборудованием, инструментами, документацией и обеспечивать безопасность труда. Особенно остро эти вопросы встают, когда речь идет именно о промышленном производстве.
И тем не менее, к примеру, MANPOWER в этом году заключила самый крупный контракт с Procter & Gamble по найму примерно 400 рабочих для принадлежащего P&G "Новомосковскбытхима". На этом производстве потребность в рабочих колеблется в пределах 20% в зависимости от сезонных перепадов спроса на продукцию. Из-за этого компания была вынуждена периодически оплачивать труд незадействованных рабочих (общая численность занятых на производстве около 1000 человек). С переходом на лизинг она фактически решила эту проблему. Впрочем, к подобному шагу ее подтолкнул конфликт с Гострудинспекцией, которая обнаружила, что на предприятии почти половина сотрудников работает по срочным трудовым договорам и потребовала от компании взять их в штат. "Юридическая неурегулированность тормозит развитие рынка", - говорит Владимир Юдкин. Он возлагает большие надежды на организованную при комитете труда Госдумы рабочую группу, которая должна провести все регламентирующие наем временного персонала законодательные поправки. Кроме регулирования численности во время спадов и роста производства временный персонал позволяет решать и более тривиальные проблемы - подменить заболевшего секретаря или бухгалтера, набрать персонал для участия в выставках или рекламных акциях.
Кроме этого, как рассказали в "АНКОРе", многие западные компании (в первую очередь публичные) из-за ряда ограничений не могут увеличивать штат, поэтому потребность в дополнительном персонале они решают, нанимая временных сотрудников.
По данным Kelly Services, лишь 10% временных сотрудников по истечении контракта получают предложение о постоянной работе. Но большинство из них и не стремится к этому. Как пояснили в Kelly Services, временная работа привлекательна для молодых специалистов и студентов, которым сложно получить постоянную работу в крупных международных компаниях без соответствующего опыта, а также специалистам, которые предпочитают гибкий график.
Юлия Гребенец почти два года проработала "временным секретарем" от агентства "АНКОР" в нефтяной, фармацевтической компаниях и банке. Она тогда училась в институте, и для нее было важно иметь свободный график работы. "Кроме того, я хотела приобрести опыт работы в западных компаниях, определиться со своими желаниями в выборе профессии и попрактиковать иностранные языки", - говорит она. Интересно, что, после того как она закончила институт, сама компания "АНКОР" взяла ее на постоянную работу. Теперь Юлия Гребенец работает рекрутером в сфере FMCG. Другой временный сотрудник, но уже от Kelly Services, Татьяна Чичварина, также студентка и также работает секретарем. За год она успела поработать в шести компаниях. По окончании учебы она будет искать постоянную работу. "Хотелось бы устроиться по специальности, но скорее всего получится секретарем, - говорит она. - Но это тоже неплохо. Ведь на постоянной работе можно сделать карьеру".
Анатолий Чернов
|