Профориентационный путеводитель для нерешительных выпускников и их родителей
Алёна Кузина
Источник: Работа и зарплата
Счастлив лишь тот выпускник школы, который точно знает, что может только шить или, например, чинить автомобили, и больше ничего не умеет делать. А если человек настолько умен, обладает такими разносторонними знаниями и
Счастлив лишь тот выпускник школы, который точно знает, что может только шить или, например, чинить автомобили, и больше ничего не умеет делать. А если человек настолько умен, обладает такими разносторонними знаниями и незаурядными способностями, что не знает, какое профессиональное сообщество осчастливить своим присутствием? Родители настаивают на овладении конкретным ремеслом, которое всегда прокормит их чадо, а тут еще навязчивые пятерки по математике подталкивают к поступлению в экономический вуз...
Это далеко не полный перечень основных проблем, которые выплескивают на специалистов по профориентации учащиеся выпускных классов и их родители, увязшие в своих заблуждениях, из которых наиболее распространены следующие:
- каждый человек генетически предрасположен к определенному виду деятельности;
- умный психолог сам выберет подходящую профессию для выпускника;
- хорошая успеваемость по конкретным дисциплинам указывает на выбор определенной специальности.
Попробуем разобраться в этих заблуждениях.
Действительно, каждый школьник к шестнадцати годам, как правило, уже обладает индивидуальными психологическими особенностями. Их можно диагностировать, составив так называемую сетку качеств и просто наложив ее на таблицу заданных профессиональных параметров. Многие считают, что при совпадении личностного профиля с профессиональным запросом можно смело шагать в нужный вуз, однако этот путь изначально неправильный.
До сих пор нет четких требований по многим специальностям. Сетки, как личностные, так и профессиональные, изменяются каждый год, по ним нельзя строить долговременные прогнозы. Будущая профпригодность человека будет меняться в зависимости от многих факторов, в число которых входят собственные мотивы, здоровье, особенности трудового коллектива и многое другое. Единственная польза от диагностической процедуры - коррекционный эффект. Она способна подтолкнуть человека к самостоятельному изучению себя как личности, своих возможностей, что в результате и позволит сделать правильный выбор. Кроме того, опытный профессионал на основе анализа особенностей нервной системы, личности и стереотипов поведенческих реакций расскажет выпускнику о возможных вариантах адаптации к выбранной профессии.
Допустим, человек считает себя очень медлительным и нерешительным (инертность подтверждается при диагностике) и полагает, что данные качества несовместимы с приглянувшейся профессией. Чаще всего подобное мнение оказывается ошибочным. Психолог подскажет, как можно использовать инертность, работая по выбранной специальности.
Кроме характерологических особенностей, которые будут мешать или помогать в профессиональном становлении, нельзя забывать об индивидуальных способностях (общих, специальных или незаурядных). Именно они иногда становятся косвенными причинами выбора будущей специальности. Согласитесь, нелегко отказаться от профессии, например, танцора, когда на это уже потрачено десять лет труда в детском ансамбле и есть природные данные. Пятерки по математике не всегда свидетельствуют о наличии таланта бухгалтера. Явный путь не обязательно верный. Бывает, что отличник по химии вдруг заявляет, что хочет поступать на факультет философии. Родители принимают это решение за протест, сопротивляются выбору, даже запрещают, не подозревая, что ситуация гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Долгие годы, учась в школе, ребенок удачно шел по проторенному пути, ему помогала в этом природа, наградив способностями к химии (в конкретном случае). Он получал свои пятерки, за которые его даже перестали хвалить. Никто и не заметил, как он был бесконечно рад вдруг появившейся четверке по истории.
Его внутренняя направленность оставалась незамеченной, и школьник сам долго стеснялся своего выбора. Родители полагали, что глупо нанимать репетитора по истории, чтобы дотянуть до четверки, когда ребенку прямая дорога на химический факультет МГУ. Тем не менее, если вовремя обратиться к специалистам, даже в девятом или десятом классе можно сделать своего ребенка счастливым, дав ему шанс заниматься тем, чем он хочет.
В чем заключается помощь психолога?
Путем проведения разнообразных диагностических проб он выясняет, недостаточное развитие какой мыслительной операции привело к отставанию по конкретному предмету.
Затем психолог разрабатывает ряд коррекционных упражнений, советует воспользоваться дополнительной литературой. При систематических занятиях можно выправить ситуацию. Современные родители, покупая массу пособий и игр, занимаются развитием интеллекта собственных детей, лишь когда те пребывают в дошкольном возрасте, а когда ребенок идет в школу, оставляют все на откуп учителям. В лучшем случае родители проверяют домашнее задание или нанимают репетитора. Никому и в голову не приходит, что, например, ту же способность к обобщению и классификации можно тренировать и в средних классах. Даже самый опытный репетитор не всегда сможет помочь ребенку, если пропущен кирпичек в стройной системе мышления. Этим должен заниматься специалист-психолог при условии реальной заинтересованности самого ребенка.
Последний и, наверное, самый неприятный аспект в теме профориентации - это вопрос о так называемой профнепригодности личности. В реальности категорических запретов гораздо меньше, чем в головах выпускников и их родителей. Объективные противопоказания не следует путать со своими страхами, сомнениями, а иногда и просто с ленью и праздностью, нежеланием подробнее узнать о собственном соответствии выбранной профессии.
Действительно, существуют формально-динамические особенности психики, и некоторые из них являются врожденными (например, основные свойства нервной системы - сила, подвижность, лабильность). Они зависят от генотипа человека и поэтому практически постоянны в течение всей жизни. Генотип неизменен, но вот его типические проявления могут меняться под влиянием многих факторов (среды, воли человека). В пределах нормы происходит некоторая адаптация, человек подбирает индивидуальные рычаги управления собственной нервной системой.
Люди с нервной системой сильного типа эмоционально более устойчивы к различным раздражителям, а значит, и более пригодны для экстремальных профессий. Человеку, не обладающему таким типом нервной системы, но решившему стать, например, летчиком, пожарным или машинистом, следует пересмотреть свой выбор. Наверняка существуют смежные специальности, позволяющие самореализоваться. Если нельзя быть космонавтом, можно стать специалистом по подготовке к полетам.
Не следует также считать, что люди со слабой нервной системой выброшены за борт. По сравнению с сильными личностями они лучше справляются с монотонной длительной работой, выполняют ее точно, вкладывая всю душу. Такие люди более чувствительные, глубокие, отзывчивые. Профориентаторы предлагают им профессии администраторов, компьютерщиков, воспитателей.
Во всех остальных случаях четких запросов нет. Разумеется, из списка обсуждаемых были исключены профессии, для которых необходим талант (художники, дегустаторы, спортсмены и т. д.). Человек, адаптируясь к деятельности, может выбрать руководящую работу, отшлифовать индивидуальный стиль, который позволит компенсировать некоторые природные недостатки. Иногда людям со слабой нервной системой удается довести свой стиль до совершенства, что позволяет им в нарушение всех принятых стандартов успешно работать в так называемых запретных областях.
Кроме того, в любой профессии есть такое понятие, как специализация. Именно она позволяет человеку не только сгладить свои недостатки, но и, что самое главное, реализовать способности. Например, инертные водители такси в мегаполисах так тщательно готовят свою машину, изучают маршруты, возможные препятствия, что становятся надежнее сильных экстремалов.
Формирование профессионала происходит в течение всей жизни, и может оказаться, что выбор был сделан неправильно. Родители должны подготовить своего ребенка к этому, подтолкнуть его к идее освоения параллельных или смежных специальностей, поддерживать любые его интересы. Однако следует помнить, что это всего лишь рекомендации специалиста, а выбор делает сам выпускник. Поступление в вуз - это только начало истории.
Алена КУЗИНА
|