Название должности. Что оно означает для сотрудника и того, кто его нанимает?
Наталья Петрова
Источник: Job.ru
Название должности важно для современного работника. Чем жестче и авторитарнее корпоративная культура, тем важнее название должности для сотрудников. Это связано с тем, что в таких компаниях похвала и моральное
Название должности важно для современного работника. Чем жестче и авторитарнее корпоративная культура, тем важнее название должности для сотрудников. Это связано с тем, что в таких компаниях похвала и моральное поощрение выражается в неких жестко формализованных вещах, в том числе в названии должности, и, если ты трудишься хорошо, - меняется твоя должность.
А моральное поощрение и оценка их труда руководством всегда крайне важны для сотрудников. По названию должности в таких компаниях можно понимать степень успешности человека.
Однако есть и другие мнения на этот счет - и у работников, и у работодателей, и у менеджеров по персоналу и рекрутеров, которые сегодня отбирают людей на различные должности. Как же все это согласовывается?
Юлия ЛОГИНОВА, директор кадрового центра "Триолит-персонал", считает: "то, насколько человек придает значение названию должности, зависит от его личных амбиций, тщеславия, самомнения и т.д. Так же, как по жизни есть люди, обращающие внимание на суть и внутреннее содержание, а есть - на форму и внешнюю, поверхностную сторону, точно так же есть соискатели, для которых важно название, а не суть. Мы в своей работе "пляшем" от сути, наполнения должности, иногда для привлечения людей сами формируем название позиции. Но все-таки исходим из понимания должностей, которое сложилось на рынке: в этом смысле название - это некий маячок, позволяющий идентифицировать знания, умения и навыки человека и отделить одних людей от других".
Специалисты по подбору кадров и менеджеры по персоналу говорят, что для "топов" необходимо, чтобы в названии было слово директор, руководитель, начальник. Да и вообще, все соискатели хотят, чтобы название было благозвучным и, желательно, "солидным", то есть не завхоз, а начальник АХО, не торговый представитель или, упаси Боже, коммивояжер, а менеджер по продажам, не секретарь, а офис-менеджер или администратор.
По мнению Ольги БЕНДЗ, директора по управлению персоналом Группы Компаний "Техмаркет - Компьютерс", вниманию к должностям очень способствует культура больших компаний, где прописаны структура и табель о рангах и рекламные материалы в прессе, в которых людям часто объясняют, что в компаниях их "встречают по одежке" и рассказывают о "перспективах карьерного роста". Ольга говорит, что из-за такого акцента на славе на собеседованиях порой происходят "интересные встречи" с "интересными людьми". Я, например, недавно имела удовольствие общаться с капитаном 1-го ранга в отставке. Это человек шестидесяти лет, занимавший в Генеральном штабе адмиральскую, как он говорил, должность. По его словам, с нее он перешел на позицию заместителя генерального директора по административно-хозяйственной части в банке. В 1998 году банк разорился и капитан, по его словам, стал директором. Я спрашиваю: каким директором? Ну, как каким, отвечает капитан, ночным директором! Проще говоря, он работает ночным вахтером, дежурным сторожем. Но культура больших организаций приучила его называться помпезно - он так и делает.
Есть на рынке названия должностей, которые отпугивают людей, несмотря на то, что содержание и условия работы им интересны.
Ольга АНДРЕЙЧИКОВА, менеджер по персоналу страховой компании и бывший рекрутер со стажем, рассказывает: "Люди считают обидным название "торговый представитель" или "страховой агент". Недавно, в связи с расширением нашей компании, мы искали специалистов на такие должности и я поняла, что называть их надо "менеджер по страхованию". Дело в том, что люди считают, что "страховой агент" - это человек, который бегает по квартирам, как в советские времена, и пристает к людям, предлагая услуги по страхованию. Воспоминание о советской жизни так сильно отворачивает потенциального работника от нас, что, назвав должность по-старому, я просто не успевала объяснить человеку, что я ему предлагаю - люди пугались сразу".
Ольга АНДРЕЙЧИКОВА стала называть должность "менеджер по страхованию": оказалось, что это снимает барьер недоверия - люди были готовы к тому, что это что-то новое, не пугались и успевали выслушать, что компания предлагает работу по автострахованию "на точке", где человек спокойно сидит на авторынке или в МРЭО, на своем рабочем месте, и к нему сами подходят люди. Людям понравилось, что работа происходит "в офисе".
Следующее, что привлекало людей - это оплата мобильного и хороший соцпакет. По сути, работа "менеджера по страхованию" - это та же деятельность по привлечению клиентов и заключению с ними договоров на страхование, но если менеджер по персоналу называет в разговоре с претендентом его будущую должность словами "страховой агент", то уже ничего этого не успевает рассказать: будущий сотрудник просто не готов поверить, что такая ужасная должность, ассоциирующаяся с унылой советской жизнью, может сочетаться с такой хорошей и современной работой.
Рынок диктует свои названия должностей, и новые названия постепенно, вроде бы незаметно, но достаточно прочно входят в лексикон работодателей.
Юлия ЛОГИНОВА говорит: "На рынке сейчас реально появляются новые профессии. Например, их порождает все, что связано с компьютерами: когда вводятся автоматизированные системы управления (SAP, Oracle и другие), естественно, появляются такие должности, как специалист по внедрению этих систем. Кроме того, у нас часто "переназывают" должности в соответствии с английскими названиями, произнося их в транскрипции, но не переводя. В связи с этим за последнее время возникли заказы на несколько вновь названных должностей - это мерчендайзер, эккаунт-менеджер или просто эккаунт (account - менеджер по работе с ключевыми клиентами), хэд-хантер (специалист по подбору уникальных специалистов на ключевые позиции) и другие. Продавцов теперь часто называют сэйлз-менеджерами, исследователей в области маркетинга - рисёчерами.
Есть и четкие тенденции по переименованию "с русского на русский": например, в последнее время "модно" завхозов называть "начальник административно-хозяйственного отдела или, проще, начальник АХО". Конечно, не все новые названия должностей приживаются, многие поначалу кажутся странными, но, например, несколько последних лет на рынок твердо вошло новое слово "логистик", которое сейчас для всех знакомо и абсолютно естественно используется и работниками, и работодателями.
Вообще название должности - вещь во многом психологическая. Есть такие люди, которых можно "выкупить" на статусное название должности при низкой зарплате и маленьком соцпакете.
На основании своего обширного опыта работы с персоналом Ольга БЕНДЗ считает, что внимание конкретного сотрудника к названию его должности очень сильно зависит от индивидуальных особенностей человека: "мне кажется, что люди определенного психотипа очень зависимы от своего названия.
Для неуверенных в себе людей это очень важно как подтверждение значимости личности, для самоутверждения.
Тревожные люди видят в получении звучной должности соблюдение определенного порядка и процедуры.
Флегматики часто обижаются на скромное название должности, потому что рассматривают это как повод считать себя обойденными в чинах.
Для фанатиков значимость должности будет зависеть от их идеи: если это нужно для продвижения их идей, тогда должность важна, если они идеологи оппозиции, тогда - нет... А амбициозным сотрудникам должность нужна для поддержания амбиций".
Кроме собственно названия позиции, в понятие "название должности" часто включается название компании, в которой работает сотрудник.
Одно дело - менеджер компании "Пупкин и Ко", а другое - менеджер звучного бренда, имя которого знает любой зритель рекламы по ТВ. Значимость бренда компании известна и самим брендовым компаниям, поэтому... низкая по сравнению со среднерыночной зарплата - это частый случай в известных компаниях. Разницу между реальной и желаемой зарплатой международные бренды как бы "платят" своим именем.
Ольга АНДРЕЙЧИКОВА говорит, что люди часто соглашаются работать в известной компании за стабильность (небольшая зарплата, но гарантированная), за возможность сказать "Я работаю в компании..." и назвать имя, которое у любого знакомого вызовет вздох восхищения, за возможность использовать опыт работы в известной компании как козырь в карьерном росте - отработав в известном бренде, получить хорошее место с новым уровнем зарплаты в конкурирующем бренде легче, чем придя из неизвестной компании.
Кроме того, в крупных компаниях персонал имеют обыкновение учить, посылать в интересные командировки и это тоже своего рода форма оплаты вместо денег: компания предлагает сотруднику небольшие деньги и интересную жизнь плюс вложения в карьерный рост. Для молодых людей, смотрящих в будущее, это может быть очень приемлемый вариант. Это, кстати, тоже вариант выбора "статус или деньги": человек выбирает название своей должности в сочетании с названием компании, жертвуя деньгами сегодня в надежде продать себя дороже завтра.
Для компании это опасный вариант, ибо научившись в ней работать на новом уровне, сотрудник может продать себя конкурентам. И все вложенные в него деньги и весь его опыт уйдет "на сторону". Прогноз действий сотрудника также возможен. Рекрутеры говорят, что сегодня, как правило, чем моложе человек, тем больше он ищет карьерного роста и продвижения. Семья накладывает тяготение к стабильности: если у человека есть семья, он скорее будет выбирать зарплату, особенно, если он является "кормильцем".
Изучив особенности отношения людей к должностям и смыслы, которые партнеры и сорудники вкладывают в их названия, HR-менеджеры обнаруживают причины для изменения названия собственных позиций.
Ольга БЕНДЗ говорит, что она изменила название собственной должности с начальника отдела персонала на директора по управлению персоналом. При этом ее непосредственным начальником был и остается генеральный директор и зарплата осталась без изменений.
Причины, которые привела Ольга, кажутся мне знаменательными. Они включают:
1. Желание поучиться по правительственной программе: ее организаторы обучают управленцев-практиков бесплатно, причем директорам легче, нежели другим сотрудникам, попасть на такую учебу, потому что статусные ученики нужны для рекламы самой программы. Да и преподавателям интереснее работать с людьми, принимающими решения, и приятнее перечислять имена директоров предприятий в числе клиентов. Цена вопроса - 4-5 тысяч у.е., если резюме директора понравится организаторам учебной программы;
2. Милосердие к соискателям. Людям в момент поиска работы важно, с кем им удалось поговорить. Даже не получив работу, они расскажут, что их принимал директор, следовательно, их опыт показался значительным и интересным. Это поднимает самооценку для следующих собеседований;
3. Общение с обучающими центрами: они хотят делать коммерческое предложение только директору, чтобы получить ответ лица, принимающего решение и т.д. Тут самое смешное, что часто, пытаясь что-то продать, увлеченные менеджеры тренинговых компаний не замечают рядом с именитыми директорами "скромненьких" акционеров предприятия, интересующихся процессом обучения персонала.
Приведенные выше обобщения обоснованны, однако все HR-ы отмечают, что степень внимания к должностям во многом зависит от склада личности конкретного человека, от его жизненных ценностей и целей. У повышения в должности и зарплате есть и оборотная сторона: карьерный рост ведет к увеличению ответственности, а это далеко не всем нравится.
Юлия ЛОГИНОВА говорит, что сегодня, как и всегда, далеко не все люди хотят быть начальниками и повышаться в должности, ибо это связано с необходимостью принимать более ответственные и серьезные решения, брать на себя новые риски. Поэтому опытные HR-менеджеры знают особенности отношения людей к должностям и ответственности, к форме и содержанию работы - и учитывают их.
Несмотря на общеизвестную значимость слов и названий вакансий, при приеме на работу знатоки человеческих душ пользуются особым подходом. Конечно, название бывшей должности сотрудника имеет некоторое значение, но выбирая претендентов на серьезные позиции в компании, опытные менеджеры по персоналу обращают внимание именно на тех, кто может себе позволить небрежность в одежде, отсутствие красивых ручек, эффективных визиток и непонятных, но броских титулов.
"Если человек умен и опытен, то когда он заговорит, мы его расслышим и без титула", - говорит Ольга БЕНДЗ. А если человеку нечего предъявить, добавлю я, то никакие звучные названия не скроют его некомпетентности в текущей должности - и не помогут ему занять желанную позицию в новой компании.
Наталья Петрова
|