Кто такой Вовочка и как он появился. Рассказ филолога
Наталья Коныгина
Источник: Известия
Из всех юмористических жанров самым народным является анекдот. Но о "внутренней жизни" этих историй их рассказчикам и слушателям, как правило, мало что известно. О том, кто придумывает анекдоты, кто такой Вовочка и
Из всех юмористических жанров самым народным является анекдот. Но о "внутренней жизни" этих историй их рассказчикам и слушателям, как правило, мало что известно. О том, кто придумывает анекдоты, кто такой Вовочка и почему не смеются над Путиным, рассказывает доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Александр БЕЛОУСОВ.
- Александр Федорович, как появляются анекдоты?
- При наличии творческого мышления анекдот может придумать любой человек. Для этого только надо знать принципы построения анекдота. Во-первых, анекдот может строиться на двусмысленности. Например: "Штирлиц поднял глаза. Это были глаза профессора Плейшнера". То есть образное выражение мы в данном случае понимаем буквально. Второй принцип - это неожиданность или противоречие. Представьте: идет человек по улице - и вдруг падает. Многие смеются. Это неосознанная реакция на "сбой" в ситуации. То же самое происходит в анекдотах. Если набрать таких неожиданностей, двусмысленностей и поработать с ними, можно получить анекдот. Я думаю, многие так и поступают. Но, конечно, анекдот может сложиться и спонтанно.
- Вы когда-нибудь лично встречали человека, который мог бы заявить: "Этот анекдот придумал я"?
- Я читал интервью людей, которые объявляли себя авторами того или иного анекдота. Правда, анекдоты, о которых шла речь, были в основном не очень смешные. Но, говоря об авторах анекдотов, нужно помнить, что анекдот - это все-таки народное творчество. Если вы придумали анекдот, а людям вокруг вас он не понравился - он умрет. Автор - это и второй, и третий, и четвертый рассказчики, которые передают анекдот друг другу.
- Почему анекдоты группируются в циклы вокруг какого-то героя?
- Сериал - это один из идеалов массовой культуры: сериалы на телевидении, романы с продолжением, циклы анекдотов. Появляется ось, на которую можно нанизать одну историю, вторую, третью, и при этом не надо уже объяснять, кто такой герой этих историй.
- Расскажите, кто такой Вовочка и как он появился.
- Я помню многие из анекдотов, которые теперь рассказывают о Вовочке в те времена, когда в них еще фигурировал просто безымянный маленький мальчик. Это было в 50-е годы. Потом у этого мальчика стали появляться имена. Например, в Питере еще помнят анекдоты о "матерщиннике Петьке". В других местах его называли Васькой. Культура долгое время искала постоянное имя - и наконец нашла. С одной стороны, в 20-50-х годах ХХ века имя Владимир было самым популярным мужским именем. С другой, оно несет на себе отблеск "высокой" традиции: во-первых, оно "княжеское" - вспомните князя Владимира, во-вторых, это имя первого руководителя советского государства - Владимира Ильича Ленина.
А теперь мы расскажем историю про носителя этого имени - и кого вы увидите? Озорника, сквернослова, шута. Это работа на противоречии. И то, что героем похабных анекдотов оказался именно маленький мальчик, - это тоже продиктовано принципом неожиданности. Каким мы обычно представляем ребенка? Чистеньким, хорошеньким. А вот он открывает рот - и мы слышим такое! Но, конечно, со временем люди с этим свыклись, и Вовочка стал еще одним персонажем шутовской комедии.
- Штирлиц и Чапаев в анекдотах становятся дураками, а поручик Ржевский - пошляком тоже по принципу противоречия?
- Конечно. Анекдоты - это противоположный полюс того, что существует в жизни.
- Анекдоты о Василии Ивановиче появились в 30-е годы, после выхода фильма "Чапаев"?
- Нет, до 1963-1964 годов анекдотов о Чапаеве не было. Есть две версии того, почему они появились именно в начале 60-х. По первой версии, в 1964 году была очередная годовщина смерти Ленина, и КГБ, для того чтобы сбить волну пародийных антиленинских анекдотов, выпустил "чапаевскую" серию. Но эта версия мне кажется сомнительной. Не такие уж творческие люди сидят в КГБ, чтобы еще и анекдоты сочинять.
Версия вторая гораздо проще. Оказывается, фильм "Чапаев" на долгие годы вышел из советского проката: реставрировался он или еще что-то с ним случилось, но снова его показали только в 1963 году. Его преподносили как лучший фильм о Гражданской войне, о нем говорили все. А анекдот прислушивается к тому, что у всех на устах.
- А в анекдотах первого десятилетия нового века нет общего героя…
- Действительно, нет. У интернет-анекдотов есть свой герой - это спамер. А в "несетевых" анекдотах продолжают обсасывать старых героев и старые темы. Одно время мне казалось, что на первое место в новых анекдотах выходит гаишник. Но потом оказалось, что это не так. Видимо, пока новые темы не вызрели. Давайте подождем - может, что-то и появится. Культура ведь живет не годом и даже не десятилетием.
- Анекдотов про Путина немного, а те, которые есть, в массе своей несмешные и незапоминающиеся. Путин не годится в герои анекдотов?
- На первый взгляд кажется, что он - фигура для анекдотов вполне плодотворная. Прежде всего, биография Владимира Владимировича связана с компетентными органами. А мы знаем, какое место они занимают в русских анекдотах. Но в эту сторону народная мысль почему-то не идет. Начали было тянуть ниточку из имени, но это тоже заглохло. Видимо, это все уже пройдено, поле вытоптано. С другой стороны, дело в ситуации.
Например, брежневская эпоха вообще была эпохой расцвета народного творчества, поэтому Брежнева склоняли на все лады. А про Сталина было немного анекдотов, и не только потому, что боялись. Просто есть эпохи, не располагающие к политическому зубоскальству.
При Горбачеве была небольшая волна анекдотов, при Ельцине их стало еще меньше. А на Владимира Владимировича сил, видимо, вообще не хватило. Люди занялись бизнесом вместо того, чтобы точить лясы.
- Какими чертами должен обладать литературный или исторический персонаж, чтобы войти в анекдоты?
- Книги редко дают героев анекдотов. А вот у интеллектуала из фильма, который крутят по телевизору, да еще и не один раз, есть шанс. Но боюсь, что этих шансов будет все меньше. Когда в телевизоре всего одна программа - то и поле общения единое. А когда люди смотрят 50 разных программ, то общего у них становится все меньше. Может быть, поэтому и циклы анекдотов сейчас не появляются - нет такой точки, где бы сошлись все.
Наталья КОНЫГИНА
|