Образование ради карьеры. Интервью профессионала
Александр Ершов
Источник: Элитный персонал
Как-то незаметно тема МВА перестала считаться в России экзотической. Растет число выпускников бизнес-школ, вопрос «нужно или не нужно поступать?» постепенно сменяется рассуждением на тему «как выбрать подходящее учебное
Как-то незаметно тема МВА перестала считаться в России экзотической. Растет число выпускников бизнес-школ, вопрос «нужно или не нужно поступать?» постепенно сменяется рассуждением на тему «как выбрать подходящее учебное заведение». О том, что происходит сегодня в сфере подготовки отечественных управленцев, рассказывает Леонид ЕВЕНКО, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).
- Леонид Иванович, хотелось бы сначала задать вопрос о результатах эксперимента по внедрению программ МВА, который завершился год назад. Каковы его последствия для российского бизнес-образования?
- Эксперимент завершился только в сентябре прошлого года. Всего в нем приняло участие более тридцати образовательных учреждений, около десятка осталось за его рамками. Были приняты «Государственные требования» к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования», разработан новый формат диплома, свидетельствующий о присвоении второй (дополнительной) квалификации к высшему образованию.
Число российских выпускников с квалификацией «Мастер делового администрирования» ежегодно составляет примерно 3 тысячи человек и равно числу выпускников, скажем, в Германии. Около 80% рынка бизнес-образования приходится на Москву, 10% - на Санкт-Петербург и 10% - на другие города России.
Сегодня мы можем констатировать, что такая признанная во всем мире форма подготовки кадров высшей квалификации, как МВА, в России существует. Безусловно, у нас есть свои проблемы, но совершенно очевидно, что бизнес-школы за последние несколько лет укрепили свои позиции.
- Не мешает ли введение государственного стандарта свободному развитию программ МВА?
- На самом деле госстандарта не существует. Образование, о котором мы говорим, вредно стандартизировать, поэтому есть рамочные «Государственные требования», в которых учитывается мировой опыт реализации программ МВА. Они определяют базовое содержание программ, квалификацию выпускников, формы преподавания и обеспечения учебного процесса. «Требования» нужны для того, чтобы ни у кого не возникло желания продвигать на рынок под маркой МВА низкокачественные программы.
- Существует различные мнения о том, по какому пути должны развиваться программы МВА. Что такое МВА в России?
- Это, прежде всего, подготовка управленцев (менеджеров-дженералистов), а не специалистов. Разумеется, речь не идет только о первых лицах компаний. Выпускник программы МВА может стать и управляющим отделением, и даже начальником отдела. Концепция МВА во всем мире, в принципе, одинакова, и Россия в этом смысле – не исключение. Получив подготовку дженералиста, линейный менеджер оказывается как бы в резерве для продвижения на серьезные управленческие, в том числе, высшие должности.
- Как можно классифицировать МВА? Второе высшее, дополнительное, образование в области экономики?
- Это точно не второе высшее образование. Высшее образование – это подготовка специалиста, приобщение студента к определенной области знаний. Главная задача МВА - превращение обычного человека с высшим образованием в менеджера или предпринимателя. Специалистом можно стать в вузе, менеджером - только тогда, когда есть практика руководства коллективом.
МВА - это образование ради карьеры. Когда вы задумываетесь о будущем, вы можете захотеть стать президентом корпорации или открыть и развить собственное дело. И здесь МВА поможет. Хотя степень мастера делового администрирования не дает гарантии, что вы обязательно достигнете своего идеала. Все зависит от самого человека.
- Многие из тех, кто задумывается над возможностью получения МВА, выбирают между российскими и западными школами. Что, на Ваш взгляд, предпочтительнее?
- На Западе хороших школ намного больше. И это вполне понятно, ведь в США впервые степень МВА была присвоена в 1901 году; у нас же такие дипломы начали выдавать только в 1993 году. Но это не значит, что необходимо ехать учиться за границу. Почему?
Во-первых, это дорого. Во-вторых, нужно хорошо знать английский язык. В-третьих, довольно сложно поступить. Кроме того, вас могут научить анализировать финансовую ситуацию на рынке и считать деньги, но у нас, при наших скачках курса доллара, росте инфляции, эти тонкие методы просто не нужны. Российскому менеджеру, например, важнее разбираться в вопросах оптимизации налогообложения.
Не нужно медитировать на тему «куда поступать». Если у вас есть деньги, время и желание работать за границей – поступайте в западную школу. Но если вы хотите работать в Москве, знаний, которые дают ведущие отечественные школы, вполне хватит. Огромное преимущество нашего образования в том, что у нас дают кейсы из российской практики.
- Часто приходится сталкиваться с такой формулировкой «российский МВА – это МВА для бедных». Согласны ли Вы с этим?
- В целом это утверждение не так уж и неверно. Только нужно учитывать, что у нас и страна пока небогатая. Вот и получается, что преподавателю-«звезде», который может обеспечить качественное обучение, даже лучшие российские школы платят от 50 до 100$ в час. А в Америке – $150-1000.
С другой стороны, специалистов, которые бы совмещали высокий академический уровень и практический опыт (например, консультирования) в России не так много. Западные профессора опытнее и, вероятно, лучше владеют активными методами обучения.
Высокое качество программ МВА в России пока обеспечивает не так много учебных центров, примерно с десяток. Однако и на Западе есть масса посредственных школ. При этом стоимость обучения американских школах в среднем превышает цену российских программ примерно в 6-10 раз.
- В школе бизнеса Wharton (г. Филадельфия) одновременно учатся 800 человек. Каков размер средней российской школы?
- В среднем - от 50 до 200 человек. Крупных учебных центров всего два – это Академия народного хозяйства при Правительстве РФ и Российская экономическая академия им. Плеханова (включая «МИРБИС»). В АНХ, например, учится более 1500 человек в одиннадцати бизнес-школах, в Высшей школе международного бизнеса на четырех отделениях (дневном, вечернем, очно-заочном и отдельной программе для тех, кто имеет экономическое образование) обучаются примерно 500 человек. Стандартная группа – 30 человек. Поток объединяет две группы, получается - 60. Таким образом, практически с полусотней одногруппников студент общается только в своем классе. Когда идет специализация, есть возможность общаться и с учащимися других отделений. В результате можно насчитать пару сотен человек, с которыми в процессе обучения студент пересекается и обменивается знаниями.
Хотя больших школ пока не так уж много. Можно назвать ВШМБ, ИБДА, ВШКУ, «МИРБИС». Где-то рядом находится ГУ-ВШЭ.
- Как определить хорошую программу?
- Нужно собрать и внимательно изучить информацию. Прежде всего, необходимо обратить внимание на открытые источники – статьи, интернет-форумы, оценить высказывания работодателей и выпускников. Самый лучший совет – прийти и посмотреть. В одном и том же учебном заведении встречаются и качественные, и средние программы.
Оказавшись в школе, пройдитесь по коридорам, постарайтесь поговорить со слушателями, узнайте, как они оценивают качество обучения в целом и конкретной программы в частности. Мнение тех, кто учился или учится – это важнейший фактор при выборе школы. Рекламной информации доверять стоит с оговоркой – многие школы берут на себя невыполнимые обязательства. И не забывайте, что время, когда без иностранцев нельзя было представить полноценную программу МВА, уже прошло.
- Существует специализация у российских школ?
- Конечно. Например, Академия внешней торговли предлагает сильные программы по маркетингу, в ВШЭ хорошо поставлен так называемый софт-менеджмент (лидерство, организационное поведение), в ВШМБ хорошая программа по стратегическому менеджменту. Школа бизнеса МГУ делает акцент на дженерал-менеджменте, специализаций как таковых у них нет. В ГУУ можно получить МВА по управлению информационными системами. В «МИРБИСе» предлагается 13 специализаций, в АНХ - еще больше.
- Будет ли расти количество школ?
- Думаю, да. В общей сложности в ближайшие пять лет в России будет 50-60 вполне приличных бизнес-школ. А может, даже и больше, особенно, если учесть вероятность реального прихода зарубежных школ бизнеса на российский образовательный рынок.
- Как понять, что человек готов получить бизнес-образование?
- Я категорически не советую поступать в школу бизнеса сразу после окончания вуза, как это делают некоторые. Нужно понимать, что качественные программы МВА будут все дальше и дальше отходить от привычных форм вузовской подготовки специалиста. Настоящий МВА предназначен для людей от 25 лет и старше.
Человек должен иметь практику если не руководства коллективом, то хотя бы работы в нем, уметь видеть определенные проблемы в организации. Я говорю не только о действующих руководителях. Но человек должен решить для себя, что собирается стать менеджером, бизнесменом, предпринимателем или хочешь ускорить карьерное продвижение в этих областях – тогда и нужно подавать документы в школу.
Опыт позволяет человеку понять, что мешает ему развиваться. Например, инженер, который стал финансовым директором, но не имеет экономического образования, не будет до конца уверенным в своих действиях. Несмотря на то, что потенциально он, может быть, талантливый финансист. Иными словами, для того, чтобы учиться в школе бизнеса, необходимо созреть.
- Какой стаж работы должен быть у поступающего в бизнес-школу?
- Считается, что если у вас нет двухлетнего опыта работы на предприятии, в школу ходить не имеет смысла. В Америке на программах МВА обычно учатся люди в среднем с четырехлетним стажем. Английским абитуриентам требуется 6-8 лет практической работы, хотя там обычно выбирают part-time МВА. У нас, кстати, также наиболее популярны вечерние или заочные (модульные с посещением школы 1 раз в 3 месяца) программы, дневные развиваются с большим трудом. Можно сказать, что для того, чтобы человеку понять, как строить карьеру, ему необходимо проработать от двух до шести лет.
- Будет ли расти стоимость программ МВА?
- Обязательно. Хорошим преподавателям надо платить соответствующую зарплату, развивать учебно-методическую базу бизнес-школ. Сейчас московский рынок уже готов принять качественную российскую двухгодичную программу МВА стоимостью $15-20 тыс. Не нужно бояться высоких цен, ведь инвестиции в бизнес-образование всегда окупаются.
Александр Ершов
|