Символы власти российского менеджмента
Давид Шустерман
Источник: Компания
Символы величия нужны убогому, они компенсируют его низкую самооценку.
«Величие» – ключевое понятие российской символики. Величие многозначно: огромные размеры, большое, значимое место страны в мире. Это хорошо – нам
Символы величия нужны убогому, они компенсируют его низкую самооценку.
«Величие» – ключевое понятие российской символики. Величие многозначно: огромные размеры, большое, значимое место страны в мире. Это хорошо – нам по-прежнему есть, чем гордиться. Считать себя жителем «великой» страны для многих людей – единственный способ повысить свою самооценку.
В любой организации имеется символика, вытекающая из культуры этой фирмы. Здесь мы тоже найдем символы величия. Это они порождают миф о том, что крупная организация надежнее мелких. У нас считается неприличным, если в фирме мало людей. Плодятся департаменты и отделы, у каждого президента должно быть по пятерке вице-президентов, а огромный офис огромной компании – он должен же как-то быть заполнен людьми. Если у российского начальника мало персонала, он себя плохо чувствует!
Каждому руководителю необходимо помнить, что любое его действие – это сообщение подчиненным и клиентам, символ отношения к ним. Посмотрите, что у вас в компании является символом? Как вы передаете свое отношение к клиенту? Здесь важно все: где встречают клиента, где сидит руководство, как выглядит офис.
Символом отношения компании к клиенту являются не просто товары на полках. Ведь проблема покупателей – проблема выбора, и символом отношения к покупателю будет продавец, который поможет (или не поможет) сделать этот выбор.
Для меня, например, символом бизнеса и отношения к клиенту в США является шаттл, который подхватывает пассажира от дома и везет до аэропорта, сразу, от дверей, включая его в цепочку клиентоориентированности: ты пассажир уже с момента покупки билета.
Еще более выразительный символ – кабинеты начальников. Как правило, они бывают очень большими, обязательно на верхних (что тоже символично) этажах, куда ограничен доступ. Дистанция между начальником и остальными стоит безумно дорого.
Возьмем, к примеру, бизнесменов США: они одеваются скромнее подчиненных и зачастую ездят на более скромных авто, нередко в офисном пространстве располагается «стакан», в котором сидит начальник, а вокруг – подчиненные. Это делает возможным взаимный контроль, а значит, снижает недоверие.
Нашему же начальству, которое сидит на верхних этажах небоскреба, не видно, как работают подчиненные, а это провоцирует недоверие, тревогу, отношение к подчиненным, как к плохим работникам. А значит, это влечет за собой сложные системы контроля, содержание большой службы безопасности.
Сегодня такие символы величия компании могут себе позволить, потому, что, видимо, есть какие-то лишние деньги. Когда же конкуренция усилится, можно предсказать, что денег на такие бездарные символы перестанет хватать. И тогда руководителям придется выбирать между величием и эффективностью: важнее станет не демонстрация статуса, а система эффективного управления организацией.
Хотим мы того или нет, но начальник всегда что-то сообщает подчиненным – своим кабинетом, видом, манерой общения. Начальник опаздывает на работу, разговаривает с сотрудниками издалека. Что он демонстрирует? Неуважение, «кто я – и кто они». Но «они» зарабатывают деньги и, если он их не ценит, – они будут воровать. А если они будут воровать, ему придется тратить деньги на контроль за ними… Получится замкнутый круг. В организации символы величия нужны убогому, они компенсируют его низкую самооценку. По мере увеличения конкуренции привычка к величию приведет к разорению.
Думаю, что символом, отражающим отношение граждан к стране, в которой они живут, является железная дверь. С ее установки начинаются все переезды в новое жилье. Это плата за величие страны, которое создается за счет населения: маленький человек чувствует себя в этом величии незащищенным, ненужным и реагирует, создавая собственную символику – железную дверь.
Давид Шустерман
|