Как экономить по-японски и добиться процветания компании?
Источник: Деловая неделя
По-японски слово "м`уда" означает деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. В лексическом смысле у нас тоже есть весьма созвучное слово для некоторой категории людей, деятельность которых не
По-японски слово "м`уда" означает деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. В лексическом смысле у нас тоже есть весьма созвучное слово для некоторой категории людей, деятельность которых не приносит пользы. Разница лишь том, что японцы смогли создать одну из самых эффективных экономических моделей в мире и победить подход, основанный на "м`уда", а у нас природные богатства до сих пор стимулируют жизнь по принципу "Сколько у государства ни воруй, все равно своего не вернешь".
Впрочем, сегодня в России все актуальней становится создание рационального и эффективного производства. У кого же здесь поучиться, как не у мирового лидера автомобилестроения - компании Toyota? Изучение ее опыта стало делом жизни директора Института бережливых предприятий США Джеймса Вумека и главы Академии бережливых предприятий Великобритании Дэниэла Джонса. Степень их высочайшего профессионализма в этом вопросе подтверждает их мировой бестселлер Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation, который с 1996 г. был переведен на 10 языков и выдержал несколько изданий.
Последнее из них было датировано 2003 г. и представлено нашему читателю под названием "Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании".
Опытный читатель может задать резонный вопрос: "Что нового можно почерпнуть в этой книге по сравнению с первоисточником - работой исполнительного директора Toyota Тайити Оно Toyota Production System: Beyond Large-Scale Production? ".
Главные отличия - конкретные рекомендации и адаптация к проблемам сегодняшнего дня.
В основе рассмотренного подхода лежит идея организации "бережливого производства", основанного на переходе от построения компании по принципу отделов к проектной системе, основанной на профильных командах и замене категории "партия" при планировании товарооборота на понятие "товарный поток". На первый взгляд все понятно: улучшаем взаимодействие людей за счет их объединения в рамках проекта и превращаем отдельные поставки в непрерывный поток. Вот только как реализовать это на практике? Это так же сложно, как внедрить высокоэффективное управление в компании, хотя вроде бы всем ясно, что оно в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей. Все дело в нюансах. Именно эти секреты и раскрывает книга.
Основная ее изюминка в том, что на многочисленных примерах из жизни фирм из различных стран (Германия, Япония, США) рассказывается не только что нужно сделать для процветания бизнеса, но и как. Например, идею конвейера в автомобилестроении придумал Генри Форд, а добиться максимального эффекта от нее первым смог Тайити Оно, так как смог ее применить, используя Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management, TQM) и Производственную систему Toyota (Toyota Production System, TPS).
Расстраивает лишь то, что в условиях российских экономических отношений и менталитета эти идеи, видимо, еще не скоро овладеют нашими умами.
|