Самая большая проблема кадров - найти думающих людей..
Источник:
- считает О.С. Доброхвалов, генеральный директор издательского дома «КноРус», интервью с которым мы предлагаем вашему вниманию.
- Как бы вы определили свой стиль управления?
- Я в должности генерального директора
- считает О.С. Доброхвалов, генеральный директор издательского дома «КноРус», интервью с которым мы предлагаем вашему вниманию.
- Как бы вы определили свой стиль управления?
- Я в должности генерального директора недавно, два года. До этого я возглавлял отдел реализации. Наверное, мой стиль управления демократичный. И он кажется мне наиболее эффективным.
Во-первых, помогает заинтересовать начальников подразделений, привлечь их к управлению организацией, к принятию решений. Вопросы тактического характера, реализации поставленных стратегических целей, пути их достижения, шаги, которые нужно для этого предпринять, обсуждаются на собрании ведущего менеджмента организации.
Соответственно, у менеджеров, которые возглавляют отделы, довольно широкий круг полномочий. В принципе у них есть и право самостоятельно набирать персонал в отдел. А для небольшой организации это необычно.
Безусловно, планы и задачи определяются на общем собрании. Если руководитель подразделения по каким-то причинам считает, что поставленные задачи недостижимы, то сразу же при привлечении руководителей других отделов можно выработать шаги, которые позволили бы сделать эти цели достижимыми, понять, почему это не получается, и соответственно предпринять меры к их реализации.
- При таких широких полномочиях как вы относитесь к появлению в компании неформальных лидеров? Не боитесь конкуренции?
- Это хорошо, когда появляются лидеры. Я не боюсь конкуренции, если неформальные лидеры конструктивны.
- В чем, на ваш взгляд, заключается специфика работы на издательском рынке? Каковы основные тенденции и перспективы развития рынка книгоиздания?
- Наверное, нельзя ограничиваться только рынком книгоиздания, потому что наша компания представляет собой холдинг, в который на правах самостоятельных юридических лиц входит ряд издательств. "КноРус" - это, скорее, большая торговая площадка, которая работает на всю Россию и на ближнее зарубежье. Таким образом, нужно говорить о книгоиздании и книгораспространении.
Проблем хватает, как и в любом бизнесе. Некоторые из проблем искусственно раздуваются. Так, в прошлом году большой проблемой была отмена льгот по НАС. Предрекали чуть ли не полный коллапс книгоиздания в России. Но, как показала практика, ничего подобного не случилось.
Исторически так сложилось, что книга у нас продукт востребованный, и в связи с этим рынок развивается весьма динамично. Ассортимент по книгам заметно вырос. Радует, что год от года улучшается качество издаваемой печатной продукции. Сегодня, когда рынок насыщен, а иногда даже перенасыщен книгами самого широкого ассортимента, вид книги, ее внешнее оформление, обложка становятся особенно важными. Безусловно, на первое место мы ставим содержание книги - качественный уровень текста, профессионализм авторов или авторского коллектива. Но внешнее оформление книги приобретает все большее значение в условиях динамично развивающегося книжного рынка.
Одна из основных проблем для всей книжной отрасли, решения которой не видно, - это отсутствие в книгоиздании обшей классификации выпускаемой продукции. Каждый классифицирует книжную продукцию кто во что горазд, нет единых стандартов. Различные ассоциации разрабатывали какие-то схемы, пытались что-то предпринять, но договориться невозможно. Каждый считает, что тот классификатор, который придумал он, правильный, и мириться с другими не желает. Советские классификаторы устарели, а ничего нового не создано. Я думаю, что государство должно как-то регулировать этот процесс. Отсутствие единого для всех классификатора - это проблема сегодняшнего книгоиздания.
- Как формируется ассортимент издаваемой книжной продукции? Изучаете ли вы потребительский спрос, емкость рынка?
- Безусловно, изучаем. Нашей компании в этом году исполнится 10 лет, мы накопили определенную базу, в том числе и базу знаний.
А сама методика выбора издаваемой продукции основывается, скорее, на интуиции. Когда приходят авторы и приносят новые книги, которых не знает рынок, предугадать, как они будут продаваться, даже не то что сложно, а очень сложно. И тут важна интуиция. Выпуская какой-то продукт на рынок, мы рискуем. Иногда этот риск оправдан, интересен, а иногда случаются промахи. Осваивая новые направления, мы рассматриваем уже имеющиеся на рынке книги, ищем новых авторов.
С одной стороны, хорошо, что появляется много книг по какой-то дисциплине, т.е. потребителю предлагается более широкий выбор. А с другой стороны, для издательств, особенно небольших, это создает определенные трудности. Ассортимент размывается, а рынок тоже имеет определенную емкость, он не безграничен. И, конечно, продаваемость книги падает в зависимости от количества книг по той или иной дисциплине. Это ведет к увеличению риска при выпуске новых продуктов.
Что касается торговли, то ассортиментную политику на сегодняшний день определяем не мы. Если года три-четыре назад мы выбирали для себя какой-то ассортимент, то сейчас наша ассортиментная политика формируется спросом потребителя. В первую очередь мы работаем на удовлетворение этого спроса.
- А каков спрос потребителя? Есть ли отличия по регионам, по целевым группам?
- Отличий по российским регионам я не вижу. Как правило, мы занимаемся вузовской литературой, а в этой сфере отличиям взяться неоткуда, изучаемые дисциплины одни и те же.
Отличия существуют по республикам СНГ. К примеру, русских книг не читает Туркмения. А остальные республики так или иначе покупают русскоязычную литературу и в довольно больших объемах. Таким образом, эта литература востребована практически на всем постсоветском пространстве.
- Отслеживаете ли вы деятельность конкурентов на издательском рынке?
- Конечно. Бизнес есть бизнес. Нужно прекрасно понимать, что происходит, чтобы определять свое место, свое дальнейшее движение на рынке. По-другому, я думаю, не бывает.
Пока места хватает всем и жесткой конкуренции нет. Но с каждым годом она усиливается в силу того, что рынок насыщая и конкурентная борьба ведется, скорее, в виде предоставляемых услуг. Книжный ассортимент у большинства конкурирующих организаций практически одинаковый, между издательствами и книготорговыми организациями широко практикуется книгообмен. Основная конкуренция проявляется сегодня в виде дополнительных услуг, которые могут предоставить издательско-книготорговые объединения своим клиентам.
- С вашей точки зрения, какая литература на сегодняшний день наиболее востребована?
- Мы специализируемся на выпуске деловой и учебной литературы для высшей школы. Сложившийся в нашей стране издательский рынок поделился на три составляющих: художественная литература, школьные учебники, деловая и справочная литература. И эти сегменты не пересекаются друг с другом. Они имеют существенные отличия и их сложно объединить.
Конечно, издатели специализирующиеся на выпуске деловой литературы, предельно внимательно отслеживают изменения в российском законодательстве, принятие новых законов. Поскольку именно в эти моменты наблюдается максимальный спрос на тексты новых законов и комментарии к ним. Естественно, успех издателя определяется тем, насколько оперативно он в состоянии выпустить на рынок продукт, пользующийся в данный момент наибольшим спросом.
Спрос на какую-то определенную литературу, наверное, есть, но я бы не сказал, что он значителен и как-то выделяется. Например, когда произошли изменения в Налоговом кодексе, очень большим спросом стала пользоваться новая бухгалтерская литература. Но наступает определенный момент, когда интерес потребителя удовлетворен, и возвращается обычный режим продаж.
Сейчас большим спросом пользуется юридическая литература. Года два назад повышенным спросом пользовалась литература по рекламе. Таким образом, спрос на литературу отражает те тенденции, которые происходят в обществе.
- Каковы прогнозы? Что будет наиболее востребовано в ближайшие несколько лет?
- Какую-то одну дисциплину мне выделить сложно. Как правило, устойчивым спросом пользуются комментарии к законам.
- Как вы находите интересных авторов?
- Некоторых авторов мы находим сами. Иным, издающимся в других издательствах, по окончании действия договора предлагаем лучшие условия. Это нормальная практика. Многие приходят сами.
- С вашей точки зрения, какими качествами, помимо упомянутой вами интуиции, должен обладать успешный в издательском деле менеджер?
- Инициативой, способностью к принятию решений. Я уверен, что человек, который способен самостоятельно принимать решение, будет успешным. Любой бизнес требует принятия решения. Если человек действительно способен на это, чувствует уверенность в том, что делает, тогда он, безусловно, будет успешен.
- Что отличает вашу компанию от других? Что особенного в вашей корпоративной культуре?
- Сейчас мы очень серьезно работаем над этими вопросами. Наша организация динамично развивается, вследствие чего происходит пересмотр кадровой политики. Поменялось много людей, в связи с расширением в компании появились новые сотрудники. Наш коллектив совсем молодой, если судить по тому времени, которое люди работают вместе. Пока происходит только начальная стадия формирования коллектива. На этом этапе много разногласий, люди с большим трудом притираются друг к другу. То, что наш коллектив в основном женский, создает дополнительные проблемы. Сейчас мы стараемся решать эти проблемы.
Корпоративная культура в нашей фирме находится еще в стадии формирования. Мы совместно с нашим менеджером по персоналу работаем над этим серьезным вопросом, разрабатываем различные варианты. Стараемся сплотить коллектив, проводим различные корпоративные мероприятия и праздники в неформальной обстановке. Таким образом, сотрудники нашего коллектива узнают друг друга лучше, что, безусловно, способствует их объединению и сплочению.
- Какие качества сотрудников приветствуются более всего в вашей компании?
- Поощряется инициатива. На мой взгляд, человек не должен бояться проявлять инициативу.
- То есть он имеет право на ошибку?
- А как же. Все люди ошибаются. Не учатся на ошибках только вообще не желающие учиться люди. А не ошибается тот, кто ничего не делает.
Человек, который работает пусть даже на маленьком, незначительном участке, не должен быть простым исполнителем. В противном случае над этим исполнителем должен стоять человек, который будет за него думать и направлять его движения. Надо заставить самого человека думать.
- Это сложно?
- Сложно. Самая большая проблема кадров, на мой взгляд, найти думающих людей. Обычных исполнителей много, но когда организация развивается, хочет двигаться вперед, нужны думающие люди. Даже в незначительную работу надо что-то вкладывать.
- Но думающих людей, если компания заинтересована в их работе, необходимо адекватно мотивировать.
- Безусловно. В первую очередь, я думаю, нужна материальная мотивация. Мы проводили опросы, анкетирование среди наших сотрудников. На первое место люди ставят материальную мотивацию. Самое главное, мне кажется, создать такую мотивационную схему, чтобы сотруднику на каждом этапе было понятно, что он делает и сколько денег за это в конечном итоге получит. Такая мотивационная схема сейчас у нас начинает работать.
Принцип такой: ставится согласованный план, учитывающий разные аспекты - и месячные колебания, и прошлогоднюю статистику, и конъюнктуру рынка, складывающуюся на сегодняшний день. А все, что сверх плана, - это премия. Человек в любую минуту может увидеть, что он сделал и сколько денег он действительно зарабатывает.
И еще один главный момент - сотрудник должен знать и видеть, что он получает премию только тогда, когда действительно хорошо работает. Премия не должна становиться нормой и превращаться в оклад, который выплачивается вне зависимости от результатов труда. В этом случае она перестает выполнять мотивирующие функции.
- Как вы решаете проблему полбора персонала?
- В кадровые агентства мы не обращаемся. Существует много разных путей решения кадровых проблем - это и обычные объявления в газетах, и размещение рекламы в Интернете. На нашем сайте мы вывешиваем вакансии, когда у нас таковые появляются.
- А как вы оцениваете качество соискателей на те или иные вакансии в связке с качеством образования?
- В книжном бизнесе специализированное высшее образование находится еще в процессе формирования. В нашей организации работают молодые специалисты - выпускники книготоргового техникума и Московского государственного университета печати. Но, к сожалению, можно говорить о том, что специалистов-профессионалов в книжном деле сегодня не так много. При приеме на работу в нашу организацию мы не ставим жестких требований к профильному образованию - достаточно любого высшего образования, гуманитарного либо технического. Главное для нас, чтобы человек был думающий, инициативный, неравнодушный к работе. В нашем бизнесе важны личностные качества.
- В вашей компании большая текучесть кадров?
- В последний год, когда шла структурная перестройка, текучесть была большая. Во-первых, ушли те люди, которые привыкли работать по-старому, не хотели принимать новые веяния. Также был определенный момент, когда шел набор персонала и люди, которых что-то не устраивало либо нас в них что-то не устраивало, после испытательного срока отсеивались. Такое движение происходило в течение полугода. В 2002 году произошла стабилизация кадрового состава. Конечно, какие-то движения происходят, но они незначительные. Я думаю, что в первую очередь положительную роль в этом играет система понятной денежной мотивации и формирующаяся корпоративная культура.
- С вашей точки зрения, что является залогом успеха компании на рынке?
- Люди, которые работают в этой компании. Кадры решают все. Банально, но это действительно так.
|