На большие зарплаты в России нет претендентов
Владимир Салмин
Источник: Известия
На днях в пресс-центре "Известий" прошла конференция, посвященная 10-летию российского рекрутингового рынка. В Овальном зале редакции собрались те, кто десять лет назад участвовал в создании в стране первых агентств по
На днях в пресс-центре "Известий" прошла конференция, посвященная 10-летию российского рекрутингового рынка. В Овальном зале редакции собрались те, кто десять лет назад участвовал в создании в стране первых агентств по подбору кадров. Теперь поиском умников и умниц занимаются рекрутерские конторы. Выбор места встречи тоже не случаен. У истоков этого бизнеса стояла именно наша газета, которая 20 сентября 1991 года опубликовала статью "Охотники за головами".
- Сегодня может показаться смешным, но десять лет назад владельцы предприятий считали нас пройдохами или безумцами и никак не могли взять в толк, за что им следует платить большие деньги, - вспоминает Валерий Поляков, президент кадрового объединения "Метрополис", создавший одним из первых в стране агентство по трудоустройству.- Статья Василия Захарько, опубликованная в "Известиях", выступала тогда в роли козырной карты. Она рассказывала о том, как работает рекрутмент в Америке и объясняла, как бороться с безработицей в России.
Другие руководители нынешних рекрутерских контор признавались, что та статья в "Известиях" остается и по сей день пособием для большинства российских рекрутеров, которые хранят ее, уже изрядно потрепанную и пожелтевшую, под стеклом.
"Мне трудно сходу припомнить что-нибудь подобное, когда газета оказалась бы у истоков не просто движения, а нового для страны направления в бизнесе, стала прородительницей целой индустрии, которая успешно развивается и на равных конкурирует с аналогичным бизнесом в мире", - сказал на встрече Анатолий Купчин, координатор Международного кадрового альянса и руководитель агентства "Контакт".
Сегодня компании, предприятия и целые отрасли, если верить отчетам рекрутерских агентств, стоят в очередях за ценными кадрами. И если рекрутерских компаний еще шесть лет назад насчитывалось не более 300, то сегодня их уже насчитывается более 1000.
- И все равно катастрофически не хватает, - считает президент Ассоциации консультантов по подбору персонала Михаил Богданов, - особенно в промышленно развивающихся регионах. В мире оборот этого бизнеса достиг уже $250 млрд, в нем задействовано около 1% всего трудоспособного населения планеты, а в нашей стране на рекрутинг приходится лишь $50 млн и не более 10 тысяч работников. Около 400 агентств при этом сосредоточены в Москве, 100 – в Санкт-Петербурге, остальные - на Урале и в Сибири.
И все же Валерий Поляков уже сегодня предлагает рассматривать отечественный рекрутинговый рынок как "национальный отдел кадров по оптимальной расстановке рабочей силы в экономике". Человеку непосвященному, наверное, думается, что наши светлые, умные головы нужны, разве что, за рубежом, а дома остается довольствоваться тем, что имеешь.
"Еще пять-шесть лет и в базе данных рекрутерских контор окажутся практически все мало-мальски интересные, перспективные и значимые работники" - говорит Валерий Оькин, председатель клуба "Перспективные контакты" и главный редактор ленты "Новости труда". - Причем не без пользы для себя, поскольку "им будут предлагать все более интересную и высокооплачиваемую работу".
Анатолий Купчин считает, что для России уже пришла пора "вкладываться в кадры", как когда-то государство тратилось в первую очередь на развитие военных отраслей, потом инженерии, финансовых и инвестиционных институтов, средств информации. "Сегодня в мире и в нашей стране есть люди, которые управляют деньгами, превышающими бюджеты многих стран. США вынуждены воевать сегодня не со страной, а с одним человеком. Триллионы долларов, вложенные в "металл" и оборону, оказались выброшенными напрасно, если дьявольский замысел одной безумной головы удалось воплотить".
По мнению Мэтью Игла, руководителя представительства в России и странах СНГ международного агентства Kelly Servises, для России рекрутмент особенно важен потому, что "это большая страна, с высочайшим потенциалом, которой нужны люди, чтобы развивать ее мощь в полную силу".
Однако российские рекрутеры уже сейчас испытывают голод. "Молодые львы" и топ-менеджеры, за которыми гоняются все компании, те самые волшебники и палочки-выручалочки, способные действительно "раскрутить" любое предприятие или дело, поставить его на ноги и дать максимальную прибыль, уже на вес золота. Предприятия и фирмы готовы платить рекрутерам четверть и даже треть от годовой зарплаты предложенного им сотрудника, но и по такой цене найти работника - проблема.
- Рекрутмент в мире работает в зоне 20 % трудоспособного населения. Еще примерно 30 % числятся у них в потенциальных, - сетует Анатолий Купчин. – Мы довольствуемся 2 % "актива", так называемых коммерчески эффективных работников, способных эффективно отработать свою зарплату, и 10% "потенциала", тех, кто считает, что может приносить предприятию пользу.
- У каждого из нас есть в запасе большие ставки, хорошая, престижная работа, но на них некого рекомендовать, - говорит директор по маркетингу агентства "Контакт" Ирина Соловьева. - Запросы подавляющего большинства не поднимаются выше $1000 в месяц, а это плохо. Значит, люди так себя ценят и на большее не способны. Трудности с поиском подходящих кадров и их трудоустройства начинаются уже с годовой зарплаты в $50000, а найти работника на $100000 в год - вообще проблема. На особом счету маркетологи, технологи, управляющие производством и директора.
В числе других больших проблем образование, которое сегодня совсем не соответствует запросам рынка, инертность работников, не желающих менять свое даже шаткое положение, недостаток конкретных знаний и опыта претендентов. Когда же все это есть – возраст работника оказывается не подходящим нанимателю. Не малую роль в сдерживании процесса миграции специалистов играют и институт прописки, отсутствие нормальных условий жизни вне крупных городов и в провинции.
Неожиданно на первый план вышла и другая проблема: неумение руководителей предприятий использовать потенциал своих кадров, нежелание беспокоиться о постоянном улучшении их условий труда. В итоге ценные кадры переманивают конкуренты, и потерявшему приходится искать замену и платить за это гораздо большие деньги, чем если бы была своевременно повышена зарплата ушедшему работнику. Особенность российского бизнеса еще и в том, что большинство руководителей "фабрик и заводов" – сами же и хозяева, которые не могут работать корпоративно, без авторитаризма.
"С другой стороны, - говорит Ирина Соловьева, - и самим работникам пора уже отбросить ложный принцип советских времен относительно двух записей в трудовой книжке – о приеме на работу и увольнении с этого предприятия". Рекрутеры рассматривают таких "постоянцев" как людей неспособных, нетворческих, с подозрением относятся к ним и наниматели. Причем, как подтвердил Мэтью Игл, в любой точке мира.
Выходит, даже при внешне благополучной работе любому работнику сегодня нелишне думать о лучшей для себя участи. Рекрутеры советуют и в этих случаях вставать на учет и быть на виду.
"От добра добра не ищут" и "незаменимых людей нет" - тезисы прошлых лет, считает Анатолий Купчин.
"Зато всегда есть люди, которые хотят заплатить за вас больше", - замечает Валерий Оськин.
Владимир САЛМИН
|