Дорога в рекрутмент
Игорь Кулагин
Источник: The Career Forum
Российский бизнес становится все более цивилизованным и требующим от людей, стремящихся к карьерным вершинам, все большей концентрации усилий, желаний и, прежде всего, знаний. Наш собеседник - Светлана Шиманская,
Российский бизнес становится все более цивилизованным и требующим от людей, стремящихся к карьерным вершинам, все большей концентрации усилий, желаний и, прежде всего, знаний. Наш собеседник - Светлана Шиманская, директор филиала компании The Russian Connection в Санкт-Петербурге, яркий образец женщины-руководителя нового поколения.
CF: Что означает для вас карьера: деньги, возможность самовыражения или что-то другое?
С.Ш: Карьера на определенном этапе становится не просто способом «зарабатывания» денег, а возможностью для роста - как профессионального, так и личностного. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что карьеру планировать необходимо, и чем раньше, тем лучше. Лоди довольно часто меняют сферу деятельности, переходя из одной компании в другую, но каждая смена работы должна быть осознанным продолжением однажды намеченного плана.
Я понимаю, что в условиях российской действительности трудно что-то планировать, но стремиться к этому необходимо. Несмотря на то, что я раньше не работала в рекрутменте, консалтинг в области подбора персонала показался мне логичным продолжением карьеры.
CF: Вы прошли обучение в Стокгольмской Школе Экономики по программе MBА. Какую роль это сыграло в вашей профессиональной деятельности?
С.Ш: МВА - это новые знания в области изучения международных стандартов менеджмента, поскольку я училась в западной бизнес-школе; комплексное видение бизнеса, консолидация знаний по стратегии, маркетингу, менеджменту, финансам, правильная расстановка приоритетов; овладение новыми теоретическими и практическими навыками управления.
Кроме того, это замечательная «тусовка» - профессиональные специалисты, руководители отечественных и зарубежных компаний, общение с которыми уже само по себе является обучением. Я приобрела новые связи, которые мне очень помогли в работе.
Во-первых, они стали дополнительной возможностью для прямого поиска в случае поступления эксклюзивного заказа, а, во-вторых, многие вчерашние сокурсники стали нынешними клиентами и могут стать завтрашними, с которыми мне будет гораздо легче найти взаимопонимание.
Не стоит забывать, что российская бизнес-среда имеет свои особенности, а поскольку я человек русский, то умение применять полученные знания в области международного менеджмента к российской действительности помогает достигать высоких результатов, поскольку я говорю с клиентами на одном языке, а они ценят профессионализм во всех отношениях. В принципе, для меня не проблема - работать в какой-то другой области. Полученные знания в управлении людьми применимы везде, а специфика конкретной отрасли постигается довольно быстро.
CF: Уделяете ли вы внимание наличию степени МВА у кандидатов, которые обращаются в ваше агентство? Как относятся к ней работодатели?
С.Ш: Диплом МВА имеет ценность только в том случае, если это известная западная или российская бизнес-школа, а не маловразумительные курсы в провинциальных непрофильных вузах, так называемые «junk MBA». Его наличие дает кандидату определенные конкурентные преимущества, хотя очень часто работодателю приходится объяснять, что такое МВА и почему за человека со степенью МBА надо платить больше.
Кроме того, это важный фактор при общении с бизнес-партнерами. Доставая визитку, я ставлю себя на определенный уровень, мы говорим с собеседником на одном языке, особенно если это представители западных компаний, многие из которых сами имеют степень МBА и понимают ее значение.
CF: Какими качествами характера нужно обладать, чтобы сделать успешную карьеру в рекрутменте и получать удовлетворение от работы?
С.Ш: Во-первых, должны быть хорошие коммуникативные навыки, чтобы уметь грамотно презентовать свою услугу клиенту и заинтересовать его, убедить, что рекрутинговая компания сможет решить его проблему, найти «правильного» сотрудника и сделать бизнес более прибыльным. Нужно быть гибким, поскольку у всех клиентов разный характер, и необходимо уметь понять его потребности и подстроиться под него.
Кроме того, рекрутер должен обладать определенной харизмой, уметь убеждать клиента и, если надо, учить его, направлять, разумеется, в приемлемой для него форме - выглядеть не учителем, наставляющим нерадивого ученика, а профессионалом высокого уровня, помогающим решить ту или иную проблему.
И конечно, нужно быть уверенным в ценности и необходимости своей работы - она очень важна для людей, так мы предлагаем им «счастливый билет» в новую жизнь: новые, лучшие возможности для развития карьеры, личностного и компенсационного роста. Она также нужна и для компаний - мы находим им успешных людей с сильной внутренней мотивацией, которые сделают бизнес более прибыльным, внесут свежие идеи, усилят конкурентные преимущества, и, может быть, даже выведут организацию из застоя, кризиса или спасут от банкротства.
CF: Так сложилось, что в рекрутменте работают и добиваются наилучшего результата в основном женщины. С чем, по-вашему, это связано?
С.Ш: Женщины более терпимые, более гибкие и по своей природе более стабильны и ориентированны на построение долгосрочных добрых отношений, иногда даже в ущерб немедленному результату.
Это очень важно для привлечения и удержания клиента в рекрутменте, где как нигде работает принцип Паретто: 80% прибыли обеспечивают 20% клиентов.
Мужчины же часто упорно стремятся к намеченной цели, к немедленному финансовому результату, порой при этом жертвуя отношениями, переступая через людей или принимая сиюминутные, недальновидные решения.
А в рекрутменте часто приходится работать на перспективу, на завтрашние или даже послезавтрашние продажи. В этом случае очень важно сохранить хорошие отношения с клиентом, и именно женщины имеют больше шансов и возможностей для этого.
Игорь Кулагин
|