Трудовой арбитраж как способ решения трудовых споров
Источник: Работа и зарплата
Достаточно часто между служащими и работодателями возникают споры, иногда перерастающие в открытое противостояние. Самая распространенная ситуация - несвоевременная выплата заработной платы. Такие конфликты порой
Достаточно часто между служащими и работодателями возникают споры, иногда перерастающие в открытое противостояние. Самая распространенная ситуация - несвоевременная выплата заработной платы. Такие конфликты порой выливаются в протест со стороны работников: некоторые стучат касками по брусчатке, некоторые перекрывают автомобильную трассу или железнодорожные пути. Кто в этом случае выигрывает, сказать трудно, но государство проигрывает точно.
Наиболее цивилизованный путь решения проблемы - судебный иск. К нему наши граждане прибегают куда чаще, чем можно себе представить. Каждое третье гражданское дело, рассматриваемое в суде в 1997–1998 годах, - трудовое. Через суд требовали зарплату, восстанавливались на работе после несправедливого увольнения. За последние годы ситуация несколько улучшилась: среди всех гражданских споров трудовые вопросы составляли 12,8 процента. Однако суды общей юрисдикции продолжают задыхаться от непомерной нагрузки.
По этой причине в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) существует понятие «трудовой арбитраж». В соответствии со ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
Согласно рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденым Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года № 59, трудовые арбитры должны руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ, другими нормативными правовыми актами РФ.
Рассмотрение спора в трудовом арбитраже - один из этапов примирительных процедур. Ему предшествует обязательный разбор проблемы примирительной комиссией.
Трудовой арбитраж создается в случаях:
- уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;
- недостижения сторонами в течение трех рабочих дней согласованного решения относительно кандидатуры посредника;
- рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;
- недостижения согласия при решении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба) в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения вопроса примирительной комиссией или посредником.
Если одна из сторон (работодатель или представители работника) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, другая сторона может обратиться в Службу по вопросам формирования трудового арбитража.
Для обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров Служба ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве арбитров, с учетом предложений представителей работников и работодателей. В списках указывают фамилию, имя, отчество арбитра, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров. В них могут быть включены руководители, специалисты (экономисты, юристы и т. п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов. В состав трудового арбитража не входят представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре.
Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению споров в составе трудовых арбитражей, но не более чем на три месяца в году.
Такое положение не распространяется на людей, для которых это является должностной обязанностью, и на тех, у кого нет постоянного места работы. Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются в протоколе на совместном заседании представителей сторон и Службы. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.
В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в решении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и Службой.
Спор рассматривают в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня создания арбитража. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, продливают по согласованию сторон коллективного трудового спора.
Процедура рассмотрения проблемы трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Службой. Регламентом могут быть установлены:
- продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств;
- очередность объяснений лиц, представляющих стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т. д.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора состоит из нескольких этапов:
- изучение документов и материалов, представленных сторонами;
- заслушивание представителей сторон и экспертов, если в этом есть необходимость;
- разработка рекомендаций по существу спора.
Рекомендации трудового арбитража фиксируют в протоколе заседания с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, их подписывают трудовые арбитры и передают сторонам. В протоколе также указывают присутствующих на заседании трудовых арбитров, представителей сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.
Трудовые арбитры имеют право:
- запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу спора;
- заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;
- приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого трудового спора;
- требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
- предлагать возможные варианты разрешения спора;
- информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.
Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
Организация подготовки трудовых арбитров, проверка их квалификации, выдача документов, удостоверяющих их статус, и утверждение списков арбитров относится к компетенции Службы.
Пока речь шла о трудовом арбитраже как о временном органе по разрешению трудовых споров. Однако жизнь все больше и больше диктует необходимость создания постоянно действующих трудовых арбитражей.
Предложения по этому поводу высказывают самые разные, вплоть до образования судов, специализирующихся на рассмотрении дел по трудовым спорам. Однако альтернативные суду общей юрисдикции органы по разрешению трудовых споров в случае их создания в России не могут входить в судебную систему и осуществлять функции правосудия. Причина в том, что в соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в нашей стране осуществляет только суд. Судебная власть вершится посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Вот почему предложение о создании в России трудовых судов с их особой юрисдикцией и особыми правилами производства нельзя признать обоснованным, оно не получит поддержку в органах законодательной власти.
Данный вопрос может быть решен путем принятия федерального закона «О досудебном регулировании трудовых споров», над проектом которого в настоящее время идет работа. Закон должен предусматривать упрощенную процедуру рассмотрения дел в числе основополагающих требований к процессу разбирательства трудовых споров, вынесения решений и их исполнения. Эти требования можно уподобить нормам, содержащимся в Федеральном законе от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», которыми успешно пользуются указанные органы, не входящие в судебную систему, при рассмотрении споров из различных имущественных и других правоотношений.
Что касается практической стороны вопроса, то первый трудовой арбитраж на постоянной основе в порядке эксперимента появился в Москве год назад. Модель московского трудового суда - это пилотный проект в России. К нему присматриваются, у него уже есть успехи. На сегодняшний день споров на стадии недоведения до арбитража — больше двадцати. Сюда обращаются московские и подмосковные предприятия, органы федеральной власти, муниципалы.
Таким образом, сегодня на законодательном уровне существует лишь понятие трудового арбитража как временного органа по рассмотрению конкретного трудового спора (ст. 404 ТК РФ). К тому же законодатель не предусмотрел минимума обязательных процессуальных требований, в рамках которых могли бы работать арбитры.
Очевидно, назрела необходимость создать новый эффективный механизм для предупреждения трудовых конфликтов, примирения работников и работодателей по спорным вопросам, а также оперативного и правильного разрешения проблем. С этой задачей могли бы справиться постоянно действующие трудовые арбитражи, тем более что первый опыт их функционирования уже есть.
|