Не пугайте курильщиков
Жабин Бхатти
Источник: Ведомости
Сегодня, стараниями законодателей ЕС, пачки сигарет, которыми торгуют в европейских магазинах, украшены крупными, тревожными, прямо-таки кричащими надписями о смертельной опасности курения. Так выполняется новый закон
Сегодня, стараниями законодателей ЕС, пачки сигарет, которыми торгуют в европейских магазинах, украшены крупными, тревожными, прямо-таки кричащими надписями о смертельной опасности курения. Так выполняется новый закон ЕС о мерах по борьбе с курением. Он и послужил толчком для появления нового вида мелкого бизнеса - производства жизнеутверждающих наклеек или красивых футляров для сигаретных пачек.
Новые наклейки, призванные противостоять "мерам по борьбе с курением", продаются и через Интернет, и в небольших магазинах. По своим размерам они точно соответствуют предупреждающим надписям на пачках, а сам текст нередко выполнен тем самым шрифтом, которым набраны эти предупреждения.
"Живи полной жизнью, умри молодым! " - гласит надпись на одной контрнаклейке.
"Кури с миром! " - написано на другой. Третья призывает помнить о вечности.
"Кто знает, может, завтра ты попадешь под автобус. .. " - написано на ней.
Впрочем, европейские курильщики нашли и другой способ избавиться от назойливых напоминаний. В продаже появились футляры для сигаретных пачек, украшенные оптимистическими надписями. Скажем, в Испании продаются футляры, на которых написано: "Выкурим по сигаретке и выпьем по стаканчику! ".
Подобно остальному населению планеты, европейцы тоже стали больше задумываться о своем здоровье. Неудержимо растет количество фитнес-центров. Народ подсчитывает калории. А вот ситуация с курением как-то выбивается из общей картины.
Если в США число курильщиков снизилось с 25% в 1993 г. до 22,8% в 2001 г. , то в Европе наблюдается тенденция прямо противоположная. Если в 1995 г. губительной страсти предавалось 33,9% европейцев, то в 2002 г. количество таковых возросло до 39,4%.
Ненавистники табака объясняют это тем, что в Европе курильщикам дышится легче. На улицах стоят автоматы, в которых сигареты может купить каждый, в том числе и зеленая молодежь, а реклама табачных изделий распространена повсеместно.
И поэтому создается ощущение, что все усилия, направленные на борьбу с курением, вторгаются в некое личное пространство каждого курильщика. Люди жалуются, что новые предупреждающие надписи на пачках слишком велики, назойливы и грубы.
Одним из первых, кому в голову пришла спасительная идея продавать "антинаклейки", стал Эдмонд Брэнхолл, специалист по созданию компьютерных сайтов. В октябре прошлого года сигареты стали продаваться в обновленных пачках. Вскоре после того Брэнхолл с друзьями, сидя в одном из лондонских пабов, разговорились на эту тему.
"Вначале, конечно, появление жутких предупреждений произвело своего рода шок, - вспоминает он. - И вот мы сидели и просто болтали о том, что можно было бы с этим сделать. И тут меня осенило".
Пережив внезапное озарение, Брэнхолл создал компанию под названием FakeFags и стал через Интернет продавать наклейки, которыми можно закрыть надпись на пачке. С тех пор он уже продал около 500 000 "антинаклеек".
Идея оказалась удачной и пошла по миру. Интернет-дизайнер из Франкфурта Себастиан Фридрих увидел антинаклейки в Британии, приехал домой и создал собственную фирму Smokewear. С октября прошлого года он продал уже 200 000 наклеек по 0,25 евро. "Мы же видели, что покупателей раздражают новые надписи и что им хочется их как-то закрыть, - рассказывает Фридрих. - Это же так, шутка! " "Так ли уж нужны эти предупреждения? - интересуется 36-летний Ральф Дидерихс, покупая сигареты в одном из табачных магазинов в центре Берлина. - Я и так прекрасно знаю, что курить вредно". Купив пачку, Дидерихс вынул из кармана картонный футляр с узором под шкуру леопарда, и печатный вопль о вреде курения исчез из виду.
Сотрудники мюнхенской компании Wrapsy, которая занимается торговлей футлярами для сигаретных пачек, рассказывают, что не ожидали такого успеха. Футляры стоят около 0,40 евро и выпускаются в 126 вариантах оформления, в том числе на астрологическую тематику, с пейзажами городов и с афоризмами. С октября прошлого года компания продала пять миллионов футляров.
Первые надписи о вреде курения на сигаретных пачках появились в Европе в 80-е гг. С тех пор, чтобы отвратить сограждан от несчастного пристрастия, правительства европейских государств поднимали цены, вводили запреты на курение в разных местах и разного рода возрастные ограничения на продажу сигарет.
Последней из предпринятых попыток стал новый европейский закон, по которому во всех странах ЕС с 1 октября 2003 г. предписывалось торговать сигаретами только в таких пачках, на которых предупреждение, что курить вредно, занимает не менее трети лицевой стороны и не менее четверти задней. Некоторые страны проявили особое рвение и исполнили требование раньше. Скажем, в Британии курильщиков "терроризируют" с весны прошлого года. Пока нет никаких доказательств, что новая, более крупная надпись на пачке действительно эффективна. По данным опроса, проведенного германским еженедельником Der Spiegel в декабре прошлого года, лишь 4% курильщиков сообщили, что новое предупреждение заставило их задуматься. Почти 80% респондентов заявляют, что нововведение неэффективно.
Эрнст-Гюнтер Краус, один из сотрудников организации под названием German Non-Smoking Initiative, говорит, что поддерживает инициативу ЕС и что эффект от нее станет заметен через несколько лет. "Пока народ развлекается, заклеивает надписи и покупает футляры. Однако, если бы сама мысль о вреде курения была им так безразлична, разве стали бы они это делать? " - говорит он.
Жабин Бхатти
(WSJ, 12. 02. 2004, Екатерина Кудашкина)
|