От успешного работника - к успешному бизнесмену
Владислав Гинько
Источник: The Career Forum
Не секрет, что мечта открыть собственное дело очень притягательна для многих. Работать не «на дядю», а на себя кажется очень заманчивым. Однако на пути к процветанию в собственном бизнесе приходится преодолевать
Не секрет, что мечта открыть собственное дело очень притягательна для многих. Работать не «на дядю», а на себя кажется очень заманчивым. Однако на пути к процветанию в собственном бизнесе приходится преодолевать множество проблем.
Жизнь многим кружит голову. Но хорошо, если это головокружение от успехов, а если нет? По статистике, из десяти новых предприятий в России выживает одно-два. Это много или мало?
Для сравнения: в США из пяти новых фирм через четыре года остается одна, и именно она считается успешной. Успешной потому, что успешен хозяин.
Как отмечал Йозеф Шумпетер, «жемчужина» австрийской экономической мысли, свой бизнес - это не для всех, а максимум для 1-2% населения любой страны. Почему? Для самостоятельных «похождений» в мире бизнеса необходимо быть особым человеком, обладающим целым комплексом качеств.
Последний учебник по бизнесу - «What no one ever tells you about starting your own business», Jan Norman, выпущенный в Нью-Йорке в 2003 году, назвал следующие качества успешного предпринимателя.
Целеустремленность. Быть настойчивым в достижении поставленных целей, быть готовым к жертвам и проявлять оптимизм, даже если кажется, что ваш бизнес идет к банкротству.
Инициативность. Если человек будет вести себя подобно маленькому ребенку, безоговорочно следующему советам старших, его бизнес вряд ли будет успешен. «Бабушкины советы» не годятся для выстраивания бизнес-стратегий.
Глубина экономического мышления. Наличие качественного образования в данной сфере - неоспоримый плюс для достижения успеха в бизнесе. Это помогает перейти от «графического» мышления к «цифровому».
Инновационная активность. Умение и готовность к постоянному обновлению «товарной линейки», модернизации производства, применению передовых технологий управления; динамика в процессах позиционирования и «перепозиционирования» продуктов и услуг, а также готовность постоянно осваивать новые методы организации производства и управления. «Красной нитью» всех зарубежных исследований успешных бизнесменов проходит мысль, что человек не может быть предпринимателем, если он не новатор, не умеет придумывать что-то такое, во что «влюбятся» потребители и «проголосуют» за это деньгами.
В России все далеко не так просто. Можно быть прекрасным изобретателем и умереть с голоду, так и не сумев «достучаться» до кошельков потребителей. Россия как «страна переходной экономики» полна возможностей все заработать и в то же время все потерять. И если на Западе россияне начинают скучать от традиционности и консерватизма, в нашей стране бизнесменам «не соскучиться». Парадокс, но именно это привлекает многих, даже тех, кто когда-то думал сказать своей родине «Прощай!». Так или иначе, российская экономика предоставляет огромные возможности для бизнеса.
Каждый исторический промежуток в России был своеобразен по отношению к мировым тенденциям. И быть креативным у нас всегда было недостаточно. Любопытно, что сегодня об этом говорят даже чиновники.
Заглянем в «Краткий курс торгового предпринимательства», подготовленный при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы, выпущенный в 2001 году.
Там написано следующее:
«Что надо изучить, прежде чем вы выберете место дислокации малого предприятия торговли? Уровень коррумпированности местных органов власти; размеры взяток, которые следует давать чиновникам, представителям органов правопорядка и другим для того, чтобы можно было без помех заниматься предпринимательством; уровень организованной преступности в зоне предполагаемой деятельности; какая группировка будет вашей потенциальной «крышей»; что выгоднее: платить милиции, чтобы она защищала от мафиозных структур, или «спонсировать» местных авторитетов, чтобы они защищали вас от противозаконных действий со стороны работников органов МВД и тому подобное». При этом без обиняков заявляется, что «без ответов на эти вопросы вам обеспечено банкротство в течение ближайших 6-8 месяцев».
Что ж, действительно, хотя пик криминала, который пришелся на начало 1990-х годов, прошел, недоучитывать эти вопросы тоже нельзя.
В этом отношении очень показательна история Вадима Полякова, основателя «Театра нерешенных проблем» в Санкт-Петербурге. На определенном этапе его бизнесу были поставлены серьезные преграды. Открыв в начале 90-х годов свой театр, он привлек внимание криминала своим потенциалом - билеты на премьеры покупались за несколько тысяч долларов. Факт того, что самый дорогой театр в городе оставался независимым вызвал, в свою очередь, недовольство чиновников. Все это привело к временной эмиграции талантливого режиссера за границу.
Препятствия бюрократической машины и особенности российского характера вызывают удивление у тех, кто открывает свой бизнес в России, будучи иностранным гражданином.
Однако не стать «русским», ведя бизнес России, просто невозможно, - считает глава крупной фармакологической компании, индиец по происхождению, Вяз Маниш. «Застолья по случаю заключения контракта - вот к чему приходится привыкать иностранцам», - утверждает он. Но это далеко не все.
Если взаимовыгодное сотрудничество со средним уровнем чиновничества можно наладить без особых проблем, то с представителями крупных министерств и ведомств просто невозможно обсуждать ряд вопросов.
Например, вопросы, связанные с выдачей лицензий на производство фармацевтических препаратов. Приходится мириться с существованием монополий, создаваемых чиновниками совместно с приближенными к ним бизнесменами, которые «блокируют» целые рынки от любой конкуренции.
Если продолжить выявление слагаемых успешного бизнеса в России, то значимое место среди них занимает, безусловно, профессионализм предпринимателя. Успешная карьера в той или иной области перед открытием своего бизнеса - явление весьма типичное. Но при этом на практике важна не столько сама «карьера», сколько «успех на работе».
Например, Сергей Борисов, учредитель консалтинговой группы «Борисов и партнеры», начинал свой путь в бизнес с работы юрисконсультом в крупной компании, где добился успеха. Очевидность успеха заключалась в том, что после его ухода из компании многие постоянные клиенты компании, узнав, что он открыл собственный бизнес, ушли вслед за ним.
В общем, сказать, что существует абсолютный «рецепт» успеха в бизнесе, наверное, невозможно.
Прежде всего, всегда следует помнить, что уходя из теплых офисов и лишаясь стабильной зарплаты и «папы-директора», который решает многие вопросы, вы окунаетесь в бурные воды бизнеса. Недаром многие открывают свое дело под «зонтиком» известных фирм или брендов. В Европе только 5% новых товаров выходит под новыми торговыми марками, а остальные 95% в начале своего жизненного цикла используют силу «раскрученных» торговых марок. Здесь цена даже небольшой ошибки очень высока - не просто потеря работы, как в случае с наемным трудом, но и потеря капитала, квартиры, машины, друзей и так далее.
Во-вторых, необходима команда единомышленников, а не простое суммирование даже очень талантливых и одаренных личностей.
В-третьих, формирование круга постоянных клиентов - вот что является залогом финансовой устойчивости бизнеса. Как известно, в малом бизнесе именно они дают 80% прибыли.
Ну, и, в-четвертых, немного везения. Удачи вам!
Владислав Гинько
|