error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT INTO steps set id_session='jk92o15f9mhfstbtjhsipq1ek1', id_user='', date=NOW(), id_rubric='5', url='/publications/?view=1553', ip='18.118.19.189'; Duplicate entry '1065488' for key 'PRIMARY' (1062)
error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='1553',showed='1',date=NOW(),ip='18.118.19.189',sess='jk92o15f9mhfstbtjhsipq1ek1',url='http://ww.allmagic.ru/publications/?view=1553'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Человеческий фактор: как понять другого | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Человеческий фактор: как понять другого


Марина Мелия
Источник: Ведомости

Понять другого - непростая задача. Иначе люди не повторяли бы снова и снова: "Его действия не укладываются у меня в голове"; "Я не понимаю, к чему он клонит"; "Мне непонятно, для чего он это говорит"; "Я не знаю, что у

Понять другого - непростая задача. Иначе люди не повторяли бы снова и снова: "Его действия не укладываются у меня в голове"; "Я не понимаю, к чему он клонит"; "Мне непонятно, для чего он это говорит"; "Я не знаю, что у него на уме"; Мы с ним сделаны из разного теста"; "Мы говорим на разных языках"; "Он для меня загадка" и т. д. и т. п.

Но понимание другого - это краеугольный камень межличностного общения. Без понимания мы не сможем влиять на людей, сотрудничать с ними или разрешать конфликты.

Представьте: два человека одного возраста, окончили один институт, занимают аналогичные должности в одной организации. Но они совершенно разные. Один готов целый день работать с цифрами, графиками, и ему важно, чтобы его не беспокоили. Другой - человек общительный, очень быстро схватывает ситуацию, прекрасно взаимодействует с людьми. При этом в обязанности первого входят в том числе и переговоры с клиентами, а второму по долгу службы регулярно приходится корпеть над расчетами. Каждый из них мог бы работать за десятерых, занимайся он только своим делом. Но руководитель их уравнял. В результате он имеет двух средних работников, которых беспрестанно распекает за то, что они в принципе делать не способны.

Как же научиться понимать другого? Вообразите, что у вас встреча с человеком - клиентом, сотрудником или просто знакомым. Попробуйте задать себе три вопроса и после встречи на них ответить.

Первый вопрос: кто этот человек, что он собой представляет?

Второй: что он говорит, каково содержание его речей?

И третий: зачем он приходил, зачем все это говорил? Если мы задумаемся и ответим на вопросы: кто? что? зачем? - то очень многое нам станет понятно.

В этой статье мы попытаемся подступиться к первому вопросу. Кто он? Что это за человек? Какие качества его отличают? В чем его сила? При этом очень важно смотреть на человека не с точки зрения положительных или отрицательных качеств (абсолютно отрицательных, как и абсолютно положительных качеств просто не существует) , а с точки зрения его особенностей. Если мы попробуем сделать это, опираясь на типологию Карла Юнга, то нам придется задать четыре вопроса.

Итак, попытаемся ответить на первый вопрос: откуда человек черпает энергию - из внешнего мира (людей, вещей) или из своего внутреннего (мнений, эмоций, впечатлений)?

В первом случае он экстраверт - легко знакомится с людьми, дружелюбен, общителен, открыто выражает свои эмоции, нуждается во взаимоотношениях, действует, затем размышляет.

Во втором - он интроверт, и тогда он скорее замкнут, закрыт, сосредоточен, скрывает свои эмоции, остро нуждается в личном пространстве.

Теперь перейдем ко второму вопросу: как человек собирает информацию? И здесь можно также увидеть два типа.

Первый - сенсорный - прислушивается к фактам, данным поступающей информации, для него важны закономерности, он любит определенные измеримые вещи, он конкретен и практичен. Соответственно, такой человек должен начинать дело с начала, продвигаясь шаг за шагом, ему нужны инструкции, он замечает конкретные детали, он любит устанавливать процедуры и правила, предпочитает решать практические вопросы, живет настоящим.

Второй тип - интуитивный. Он, напротив, учитывает возможные общие модели, перспективы, для него важны концептуальность, вдохновение, фантазия. Такой человек может включаться в дело на любом этапе, он любит разнообразие и изменения, он живет будущим и может восприниматься людьми как непрактичный мечтатель.

Третий вопрос: как люди решают проблемы? Отвечая на него, мы опять выделим два противоположных типа - мыслительный и чувствующий. "Мыслители" принимают решения, руководствуясь логикой, объективными законами, схемами. Их выводы четки, структурированы, построены на анализе. Они решают головой. Люди же чувствующего типа решают сердцем. Они мало интересуются конкретными фактами, они руководствуются личным убеждением, и их главный аргумент - "может быть", "мне так кажется".

И, наконец, четвертый вопрос: как человек относится к внешнему миру и жизни в целом? На этом основании всех людей можно разделить на решающих и воспринимающих. Человек решающий всегда ориентирован на результат, ему важно структурировать, управлять, планировать, решать, завершать дела. Он собран, организован, решителен, любит порядок и точные сроки, ему важно, чтобы жизнь была под контролем. Для воспринимающего типа, напротив, важнее процесс, чем результат, он чувствует себя более комфортно, оставляя вопрос открытым, он склонен к гибкому стилю жизни и любит следовать ее течению, предпочитая спонтанно возникающие события, к которым он легко приспосабливается.

Вот сколько фундаментальных различий между людьми! Даже простые сочетания этих восьми типологических особенностей дают абсолютно причудливые комбинации. И хотя в нас присутствует каждое из этих качеств, всегда какое-то из них доминирует. Поэтому люди по-разному слушают и говорят, по-разному работают, по-разному подходят к решению задач и т. д.

Фактически каждый руководитель, который хочет, чтобы дело было сделано эффективно, должен понять, что за человек его сотрудник, какие качества у него развиты в большей степени. Если он соотнесет их с теми требованиями, которые предъявляет данная работа, то приобретет успешного сотрудника, который с удовольствием выполняет свои обязанности. Ведь все мы хотим делать то, что нам нравится. А нравится нам то, что у нас получается, на что мы способны, что нам свойственно. Поэтому так важно выявить, актуализировать сильное, лучшее в человеке, опираться на то, что является его "несущей конструкцией", а не разносить его за слабости и не пытаться исправлять его ошибки.

Каждый человек своеобразен, отличен от других, каждый из нас сам по себе - персона, индивидуум (что в переводе с латыни значит "неделимый"). И чтобы привлечь людей, раскрыть их, удержать, нужно и обращаться с ними как с персонами. Это значит, что давать задание, объяснять, оценивать работу, вознаграждать, мотивировать каждого из нас нужно индивидуально. И чем амбициознее наши цели, чем сложнее выполняемая работа, тем важнее соблюдать это правило.

Безусловно, понимание другого человека - процесс активный, требующий часто больших усилий. Он не может происходить пассивно. Надо захотеть увидеть лучшее, главное в человеке. Люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, тем и отличаются, что они не только могут понять другого, но и активно хотят это сделать.

В следующей статье речь пойдет о том, как, слушая другого человека, не только услышать, о чем он говорит, но и понять, зачем он это делает.

Марина Мелия

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru