Редкая профессия: специалист по работе с чиновниками и бизнесом
Владислав Гинько
Источник: The Career Forum
Из дани моде в середине 90-х годов почти каждая уважающая себя компания обзавелась «маркетологом». Не обходилось без курьезов. Зачастую «маркетолог» мог заниматься и дизайнерской работой, и быть личным помощником вплоть
Из дани моде в середине 90-х годов почти каждая уважающая себя компания обзавелась «маркетологом». Не обходилось без курьезов. Зачастую «маркетолог» мог заниматься и дизайнерской работой, и быть личным помощником вплоть до подачи кофе шефу в кабинет. В конце ушедшего века время вынесло на волну популярности специалистов по связям с общественностью. Очень скоро частота употребления слов «пиар» и «пиарить» в разговорной речи и в СМИ стало сопоставимо со словами «родина» и «труд». Почти в каждой более или менее известной компании появился даже не один, а целый штат сотрудников по связям с общественностью. И вот совсем недавно кадровые агентства стали получать заказы на поиск сотрудников «по работе с органами власти» - так называемых специалистов GR (government relations), в которых фигурируют семизначные цифры гонораров в год.
Раньше о таких работниках в России знали лишь, как говорится, «по кино», и их можно было пересчитать по пальцам, и, что самое пикантное, - сами они часто не знали официального названия своей профессии.
Но, как бы то ни было, именно они стали пионерами GR в нашей стране. Конечно, спрос на их работу не может стать массовой модой, как это случилось с первыми маркетологами и PR-менеджерам.
Прежде всего, потому, что уровень оплаты GR-специалистов, даже в компании, состоящей из двух человек, будет начинаться c $30 000 в год и солидного социального пакета. Также повторяется проблема с отсутствием подготовки кадров по данной специальности в профессиональных заведениях, отвечающей потребностям рынка труда, - как было со специалистами по маркетингу и связям с общественностью.
Однако работа в GR особенно специфична. В ней, как считает Николай Грикуров, известный GR-специалист, имеющий опыт работы в ряде компаний в сфере высоких технологий (в частности, в «Digital Design»), многое решает опыт, а не образование.
«Работать специалистом по связям с правительственными структурами непросто, — говорит Николай Грикуров. - Многие влиятельные люди, с которыми приходится общаться, подвергаются чудовищной опасности (вплоть до заказного убийства), а вместе с ними и их партнеры.
К сожалению, до сих пор не разработан кодекс поведения подобных специалистов.
При этом, как мне кажется, работа по GR должна быть четко отделена от работы, которую выполняют сотрудники PR-департаментов. Методы работы тех и других принципиально отличаются. Если, условно говоря, методам продвижения можно научиться, то в работе GR-специалистов существует много неопределенного и завязанного на конкретных личностях. Вообще, назвать это профессией можно лишь условно, поскольку, это, скорее, творчество, замешанное на опыте и связях, а также умении превращать все это в капитал».
Действительно, что же такое GR? По сути, это работа, направленная на установление и поддержание системы взаимовыгодных отношений с законодательной и исполнительной ветвями власти, общественными организациями (в том числе с политическими партиями) и коммерческими структурами, подразумевающая использование их возможностей посредством делегирования части полномочий друг другу. Не случайно большинство мастеров GR - выходцы из государственных структур.
Причем не всякая работа на госслужбе гарантирует получение необходимых навыков и связей. Чаще всего это кадровая работа, способность влиять на расстановку своих людей в администрациях, широкий круг общения, работа в сотрудничестве или непосредственно в спецслужбах, которая позволяет нарабатывать необходимые «завязки» для решения вопросов, ради которых и нанимают впоследствии GR-специалистов. А круг вопросов может быть очень широкий - от лоббирования о выделении участка земли для строительства промышленного предприятия до лоббирования интересов групп бизнесменов.
«Высшим пилотажем» считается продвижение своих идей до «уха» президента или проведение/ торможение «нужных» законопроектов. Иногда, если не удается достичь понимания на всех ветвях власти, используется давление и обработка одной из важных ветвей. Так, как было отмечено в предновогоднем телеинтервью с президентом РФ, именно «из-за работы групп отраслевых лоббистов через Совет Федерации не прошел закон о введении «налога на богатых».
Но далеко не все подвластно GR. Особенно когда «свои» чиновники уходят с должностей и приходится налаживать связи практически с нуля. Вот тут-то и проявляется мастерство закулисной интриги. У каждого GR-специалиста - свои секреты.
Николай Грикуров, пришедший в данную область после работы в одном из самых могущественных комитетов - Административном комитете Смольного Санкт-Петербурга, обладает талантом привлечь людей собственной эрудицией и возможностью решить практически любой вопрос, пользуясь своим умением поддерживать и сохранять связи с «нужными людьми». Алексей Кацуба, начав с работы менеджером по рекламе в «Спортивной газете», постепенно «научился» решать серьезные вопросы, играя в теннис с крупными представителями власти и бизнеса.
«Получилось довольно смешно, - рассказывает Алексей Кацуба. - Мое увлечение спортом переросло в то, что я начал писать статьи по спортивной тематике, встречаться с разными интересными людьми. Поскольку я продолжал работать как менеджер по рекламе, разговоры на экономические темы, связанные с продвижением того или иного проекта, появлялись в разговоре непроизвольно. При этом часто получалось, что решение того или иного вопроса упирается в организацию встречу двух лиц - из сферы бизнеса и властных структур. И я решил попробовать организовывать подобные встречи, к тому же, что и скрывать, такие встречи часто были нужны обеим сторонам».
Парадоксальная вещь - хотя все GR-специалисты вращаются, в общем-то, в одних, довольно узких кругах, друг о друге они знают весьма немного. И этому есть свое объяснение.
Жизнь настоящего сотрудника GR специалиста смахивает на «Агента 007»: минимум информации, которую они соглашаются разглашать о себе и своих связях, ограниченный круг общения, недоверие к электронным средствам связи и предпочтение личным переговорам. Так, в Москве излюбленным местом их встреч является ресторан гостиницы «Балчуг Кемпински», а в Санкт-Петербурге - кафе гранд-отеля «Европа».
И все-таки, можно ли научится этой профессии? Пожалуй, да, но только от непосредственных «носителей», став их помощником. А поскольку, в основном, все GR-специалисты держатся по одиночке, храня при себе все свои связи и секреты работы, это еще больше усложняет передачу знаний и навыков от старшего поколения к младшему. Периодически проводятся специализированные конференции, на которых собираются представители данной профессии. Но, к сожалению, отсутствие структурированности в деятельности подобных конференций приводит к быстрому превращению их в «кружки для избранных».
Если вы претендуете на работу GR и хотите откликнуться на объявление о вакансии «специалиста по связям с чиновниками», стоит учитывать, что на этом рынке «дешевых» специалистов не ищут. Цена вопросов, решаемых путем общения и «обрабатывания» чиновников и представителей коммерческих структур, выражается как минимум парой сотен тысяч долларов - здесь ценится реальный профессионализм, а не ваше согласие «работать за две тысячи зеленых 24 часа в сутки».
Типична ситуация, когда новичку кажется, что вопрос, который нужно решить, очень простой. Однако на практике выясняется, что этот вопрос не только сложно решить, но единственный способ его решения - достижение договоренности с одним конкретным ведомством или чиновником.
Владислав Гинько
|