Реаниматора вызывали?
Евгений Колодин
Источник: Куда пойти учиться
Реаниматор предприятия...За последние 10 лет эта практически никому не известная в нашей стране профессия превратилась в сверхпопулярную. Ее биография в России начинается с 90-х годов, когда советские предприятия
Реаниматор предприятия...За последние 10 лет эта практически никому не известная в нашей стране профессия превратилась в сверхпопулярную. Ее биография в России начинается с 90-х годов, когда советские предприятия лопались, словно мыльные пузыри и их продавали за долги «с молотка». Количество обанкротившихся фабрик и заводов росло с невероятной скоростью. Стало ясно: необходимо принимать экстренные меры, причем на государственном уровне.
В 1992 году вступил в действие закон о банкротстве и появились первые антикризисные управляющие. По решению суда они назначались (и назначаются по сегодняшний день) в неблагополучные компании ( магазины, банки, заводы и т.д.)Их задача - вернуть предприятие к жизни или подготовить для выгодной продажи доставшееся ему «наследство».
Шерлок Холмс по совместительству
Поднять предприятие из руин, вытащить его из долговой ямы может лишь суперпрофессионал. Это топ-менеджер, способный с ходу разобраться в сложнейшей ситуации, выработать эффективную стратегию, найти нестандартные пути решения проблем. Точно гроссмейстер, он удерживает в голове множество комбинаций и вариантов развития событий. Экономист, юрист, бухгалтер и просто находчивый человек – это все о нем.
Но профессия антикризисного управляющего потребует не только глубоких знаний и солидного практического опыта, а и… смелости. Дело в том, что большинство банкротств в России являются «заказными». В них заинтересованы конкурирующие фирмы, готовые на все. Крупные холдинги таким образом поглощают мелкие компании. Бывает, руководитель предприятия-банкрота, переместив часть денег на «левые» счета, сам заинтересован в банкростве. Доказать факт подобных махинаций в суде невероятно трудно, но возможно для антикризисного управляющего. Риск, который он берет на себя в этой ситуации, высок. Деньги крутятся серьезные.
Сплошные конфликты
На предприятии нового руководителя чаще всего встречают отнюдь не с распростертыми объятиями. Действующий директор и его команда не спешат знакомить «чужака» с финансовыми документами.
Долги, недовольные рабочие, скрытая война с теми, кто довел предприятие до банкротства – обычная ситуация для антикризисного управляющего. Он имеет дело и с представителями всевозможных государственных инстанций, контролирующих деятельность компании, с кредиторами, акционерами и т. д. Принимать решения приходится в условиях высокой напряженности, столкновения взаимоисключающих интересов различных сторон.
Чтобы работа была результативной, нужно, с одной стороны, проявлять твердость характера. С другой – находить общий язык с людьми, обладать незаурядными дипломатическими способностями, уметь конструктивно взаимодействовать с коллективом и руководством предприятия.
Три лица управляющего
Согласно федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) в РФ» антикризисные управляющие делятся на три категории: временные, внешние и конкурсные.
Первых направляют на предприятия, которым еще только грозит банкротство. Они выполняют, скорее, роль наблюдателей. И, оценив состояние дел, предлагают дирекции пути выхода из кризиса с минимальными потерями.
Если предприятие стало банкротом, но его можно реанимировать, за дело берется внешний управляющий. Он пытается наладить работу и рассчитаться с долгами.
Когда нет никаких шансов на возрождение, судом назначается конкурсный управляющий. Его основная задача – грамотно ликвидировать предприятие. Оценить имущество, продать на открытых торгах, поделить вырученные деньги между кредиторами, уволить работников, погасив долги по зарплате.
Профилактика кризиса
Впрочем, сводить работу антикризисного управляющего лишь к ведению процедуры банкротства было бы не совсем верно. Сегодня к его услугам все чаще прибегают в фирмах, которые не находятся на грани катастрофы, но испытывают определенные финансовые и производственные трудности.
Антикризисный управляющий в этом случае занимается консалтингом: диагностирует предприятие, консультирует, разрабатывает план мероприятий, позволяющих избежать разорения.
Конечно, фирмы приглашают профессионалов высшей категории, не раз доказавших уровень своей квалификации. На Западе их называют кризис-менеджерами. Сегодня некоторые российские организации предпочитают иметь такого специалиста в своем штате. Его квалификация может быть ниже, чем у сотрудника консалтинговой компании. Но и задачи перед ним стоят несколько иные. Это не хирург-реаниматор, спасающий предприятие в последний момент, а скорее, терапевт, ежедневно наблюдающий за состоянием дел и предупреждающий кризис.
Желаете заработать?
Зарплата антикризисных управляющих устанавливается арбитражным судом и зависит от возможностей предприятия - от 5 000 до 20 000 рублей в месяц. Выплачивается она за счет имущества должников, поэтому сумма напрямую связана с успешностью проведения антикризисных мер.
Начинающий кризис-менеджер в специализированной консалтинговой компании получает в среднем $ 500-600. С ростом опыта цифра увеличивается до $ 1000 и выше.
Размер вознаграждения профессиональных консультантов, по некоторым оценкам, достигает $ 15 000 и выше. Форма оплаты разная: фиксированная ставка, доля в уставном фонде спасенного предприятия или процент от его прибыли.
Евгений Колодин
|