Сколько вкладывать?
А. Мурадян
Источник: business.rin.ru
Без денег нет бизнеса. Также как и без идей. Любой бизнес, вне зависимости от размера и рода деятельности испытывает недостаток ресурсов. В особенности финансовых средств. Это происходит не столько из - за неумения
Без денег нет бизнеса. Также как и без идей. Любой бизнес, вне зависимости от размера и рода деятельности испытывает недостаток ресурсов. В особенности финансовых средств. Это происходит не столько из - за неумения бизнесменов оперировать финансами.
Проблема в том, что в процессе жизнедеятельности фирмы приходится выбирать из нескольких проектов, и планировать вложения имеющихся средств в наиболее привлекательные. Кроме интуиции и здравого смысла необходимо обладать и некоторым багажом знаний, могущих оказать существенную помощь в выборе правильного объекта для инвестиций.
К сожалению, при планировании бизнеса большинство руководителей исходит из того, что любой проект можно оценить по тому, сколько в него вложили и сколько взамен получено прибыли. Увы, использование подобных методов планирования инвестиций - дорога в никуда, больше похожее на тыканье пальцем наугад, со стремлением попасть в переключатель. По принципу "Авось попадем куда надо".
Только куда? Скорее всего, в розетку. Поэтому без всестороннего анализа составление финансового плана не имеет смысла. Приведенная ниже информация, хотя и не является исчерпывающим руководством по оценке финансовых потоков на пару с инвестициями, дает представление о том, что и как следует учитывать при планировании и определении привлекательности проекта или бизнеса для инвестиций.
Шаг первый
В первую очередь необходимо сопоставить показатели прибыли после отчисления налогов и средней нормы прибыли на инвестиции.
Средняя норма прибыли на инвестиции = Среднегодовая балансовая прибыль/Объем чистых инвестиций.
Если показатель прибыли на инвестиции выше средней нормы прибыли, то проект можно считать привлекательным. Однако этот метод обладает наряду с таким достоинством, как простота и существенными недостатками. К сожалению, он не учитывает временной интервал, в течение которых происходит приток/отток денежных средств. Не учитывается также уровень инфляции. Кстати, весьма существенный показатель. Например, в США он равен 2 %. Сколько в России, похоже, точно не знает никто. Может 10, может 30.
Шаг второй
Следующий метод позволит более точно оценить привлекательность проекта при планировании инвестиции в него. Это оценка периода окупаемости проекта.
Период окупаемости проекта = Фиксированные расходы/ Годовой поток наличности за период возмещения
Достоинства данного метода - получение временного интервала, за который проект покроет расходы. Однако этот метод сам по себе может дань неверную оценку рентабельности проекта. Он скорее применяется для оценки уровня рисков и позволяет получить приблизительные данные по ликвидности проекта.
Минус - не оценивается интенсивность и направление денежных потоков.
Шаг третий, он же и четвертый
Для более точного определения привлекательности проекта и включения его в инвестиционный план используются методы внутренней нормы прибыли (функция IRR в Excel) и метод чистой текущей стоимости (функция NPV в Excel).
Примечание 1: В связи с тем, что в справке Excel достаточно подробно описаны оба метода и формулы, нет смысла их приводить.
Примечание 2: Указанные два метода применяются и в оценке показателя доходности инвестиций (ROI).
Эти два метода позволяют с большой точностью оценить величину, распределение во времени ожидаемых финансовых потоков на всем протяжении проекта. И получить данные по инвестиционной привлекательности проекта. Например, если значение NPV выше нуля, то проект является привлекательным для инвестирования.
Кроме того, в сочетании с IRR применяется также ставка отсечения - показатель минимальной нормы прибыли на инвестиции в основные средства.
Шаг пятый
Оценка привлекательности по уровню рентабельности, или соотношение прибыль/затраты.
Показатель выше единицы - проект привлекателен для инвестирования. Меньше, стоит подумать о поиске более интересного проекта. Минус - показывает ожидаемый экономический эффект в относительных величинах.
Шаг заключительный
Интуиция и опыт. Да, именно так. Наличие в руках сильных инструментов для финансового анализа и планирования не всегда дает ожидаемый результат. Особенно в случаях, когда ведется или планируется вести сразу несколько проектов. С разными стартовыми датами, с взаимосвязанными ресурсами и разделенным управлением. В таком случае, куда большую роль играет умение анализировать нередко противоречивые данные и принимать правильное решение. Увы, статистика неумолима. Менее одного процента руководителей бизнесов, обладающих необходимыми данными в состоянии правильно принять решение. Поэтому более 70 процентов всех проектов, по оценке Gartner Group потенциально убыточны на стадии планирования и принятия решения об инвестировании.
Снижаем издержки, или да здравствует экономия
Вопрос весьма важный, позволяющий существенно облегчить жизнь предприятию. Задача любого бизнеса максимально быстро получить прибыль при минимальных издержках в максимально короткие сроки. Особенно это относится к предприятиям-новичкам и высокотехнологичным бизнесам. Быстрый выход на точку безубыточности означает возможность использования появившихся средств на что - то другое.
Например, на инвестирование в новый проект, сулящий большую прибыль. Поэтому борьба с излишними затратами не есть скупердяйство. Это одно из самых необходимых требований бизнеса. Следующий пример наглядно демонстрирует, каков может быть эффект от борьбы с лишними расходами.
Предположим, предприятие выпускает некую продукцию, и испытывает проблемы с финансами. Проблема в том, что конкуренты выпускают похожую продукцию с практически идентичными характеристиками и сопутствующим пакетом услуг. И сопоставимой ценой. Увеличение заложенной прибыли даже на 5 процентов приведет к резкому оттоку клиентов. К счастливому конкуренту. Снижение издержек всего на те же 5 процентов позволит не только решить проблему с финансами, но и получить преимущества в конкурентной борьбе. Увы, такие случаи можно встретить скорее в теории, чем в действительности. В особенности российской. Где от конкурента пытаются оторваться либо ухудшая качество продукции, либо используя "бандитские" методы борьбы.
Данные, которые необходимо учитывать при анализе и планировании инвестиций
Анализ рынка:
- размер рынка;
- темпы роста рынка;
- уровень продажных цен.
Анализ стоимости капиталовложений:
- Объем требуемых инвестиций.
- Остаточная стоимость капиталовложений.
Анализ постоянных и переменных издержек:
- переменные издержки;
- постоянные издержки;
- срок полезной службы необходимого оборудования.
А. Мурадян
|