error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='135',showed='1',date=NOW(),ip='3.16.68.161',sess='lh4d0ge531e23k6gid6rkv6rg3',url='http://ww.allmagic.ru/publications/?view=135'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Внимание: недовольный клиент | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Внимание: недовольный клиент


Елена Крюкова
Источник: Элитный персонал

 Тренеры обычно так увлечены своим делом, что порой не понимают, почему же потенциальные клиенты не торопятся к ним. Более того, люди иногда уклоняются от участия даже в тех программах, за которые платит фирма. И

 Тренеры обычно так увлечены своим делом, что порой не понимают, почему же потенциальные клиенты не торопятся к ним. Более того, люди иногда уклоняются от участия даже в тех программах, за которые платит фирма. И хотя все знают, что обучение позволяет увеличить потенциал и наработать дополнительные навыки, столпотворения у входа в тренинговые центры по-прежнему не наблюдается...

Причин, объясняющих такое по­ложение дел, много. Напри­мер, попав один раз на от­кровенно слабую программу, вто­рой раз трудно согласиться запла­тить деньги даже за обучение у сильных провайдеров. А ведь не­удачи случаются и у хорошего тре­нера... Получив неприятные впе­чатления от одного тренинга, кли­ент наверняка поделится своими соображениями с друзьями. Так формируются предубеждения. Мож­но ли их предотвратить?

Сам тренер далеко не всегда по­лучает полноценную обратную связь и слышит критические откли­ки после занятия. Только один из трех недовольных участников от­кровенно высказывает свои мысли непосредственно ему. Некоторые предпочитают отмалчиваться; дру­гие приходят к негативным выво­дам спустя несколько дней. Иногда критика завуалирована в компли­мент или в вопрос: «Я не до конца понял...»

Клиенты высказывают неудовлет­ворение по следующим параметрам:

1. Внешние характеристики (удаленность и вид помещения, теснота, вид раздаточных материалов и имидж тренера, поломанная оргтехника, соседство с заведениями, вызывающими у посетителей неприятные ассоциации).

2. Организация тренинга (нарушение графика и обязательств, отсутствие необходимых, по мнению участников, элементов тренинга, например раздаточных материалов, оргтехники, соединение в одну аудиторию людей разного уровня подготовки и статуса, количество человек в группе, затрудняющее эффективную работу).

 3. Содержание тренинга (например, когда компетентность тренера оказывается ниже ожидаемой).

 4. Психологическая несовместимость тренера с аудиторией (агрессивность, неумение вовлечь участников в занятие).

Последние два пункта являются определяющими для всех клиентов. Если обучение проводит специалист высокого класса, тесное помещение и сбой в графике могут быть прощены участниками низшего или среднего звена, но топ-менеджер обычно очень чувствителен к ним. Бурю негодования могут вызвать отсутствие доски или пластиковые стаканчики на кофе-брейке, ошибки в материалах или замедленный ритм занятия.

 Хронически недовольных людей не так уж много, но их присутствие неизбежно - кто-то обязательно придет на тренинг. Это о них подробно писал в своей книге «Игры в которые играют люди» Эрик Берн. Трудно понять, почему они всегда с чем-то не согласны. Ясно одно - отрицание не самоцель конфликтного человека и даже не попытка добраться до сути, а инструмент взаимодействия с социумом.

 Любимая фраза такого человека «да, но...» рассчитана на привлечение внимания окружающих. Спорщи­ку важен процесс, в результате кото­рого он может длительное время при­влекать внимание к своей персоне, показывая несостоятельность совет­чиков и выражая свою активную по­зицию борца за совершенство. По­этому он переворачивает вверх дном любой совет.

Тренинг начинается обычно с выявления ожиданий участников.

 «Что вас больше всего интересует? Что бы вы хотели получить на тренин­ге?» - спрашивает ведущий.

 «Я хочу провести реорганизацию своей фирмы (изменить свою жизнь»),"- начинает игрок.

«Прекрасно, - говорит тренер, -есть огромное количество современных технологий и методов, мы сейчас разберемся и вместе найдем то, что вам подойдет».

«ДА, НО у меня нет денег на реорганизацию и перемены», - вздыхает игрок и этим открывает начало своей игры.

«Некоторые из способов малозатратны, но дают высокий эффект, возможно именно они вам и помогут. Есть такие, которые дают быструю многократную отдачу и очень выгод­ны. Хотите попробовать?».

«ДА, НО они, наверное, трудны для постижения».

«Давайте я вам сейчас о них расскажу».

 «ДА, НО я вряд ли смогу их внедрить…».

«У нас есть посттренинговое сопровождение программ, участники кото­рых пробуют на практике полученные знаний и навыки».

«ДА, НО у меня нет времени на та­кую сложную долгую работу».

«А если я скажу вам, что это экспресс-метод?»

«ДА, НО это, наверное, имеет по­бочные последствия...» - сопротив­ляется игрок. Так будет продолжать­ся, пока тренер не поймет, что обмен репликами может длиться бесконеч­но. Особенно если игрок – хороший оратор.

В итоге беседа затягивается, авто­ритет тренера в глазах участников постепенно тает - ведь очевидно, что он не может дать полноценный совет страдальцу.

 «В нормальной ситуации челове­ческого общения нет никаких причин отказываться от участия в этой игре, если она ведется в дружеской и безо­бидной форме, - пишет Эрик Берн. - Если же она представляет собой попытку использовать профессиональ­ные знания, то может потребоваться антитезисный ход».

Что же делать в такой ситуации? Сам Берн писал, что противоядие против такой игры только одно: не высказывая негативных оценок, выйти из нее. Нужно прервать раз­говор или резко перевести его на другую тему, не давая возможность отвечать «да, но...». Самый верный ход - уточнить, что конкретно спо­рящему нужно. Если он упорствует, нужно дать ему надежду на продол­жение дискуссии: «Вы сами и уви­дите в конце нашей программы, как это применить, а если вам что-то будет непонятно, я вам потом все еще раз объясню...»

 Есть еще один тип непродуктив­ного участника, чье участие в "про­грамме может быть более мирным, но позже негативно отразится на деятельности тренера. Руководите­ли столичных тренинговых центров, которые работают уже 8-10 лет, уверяют, что есть 1000-1500 посто­янных посетителей тренингов, чьи успехи характеризуются лишь не­значительными сдвигами. Они по­стоянно заявляют о какой-то ду­шевной травме, тупике или стрем­лениях, причем в конце каждого тренинга (как правило - личностно­го роста) им вроде бы легчает, но потом они приходят на очередную программу и заявляют ту же про­блему для рассмотрения.

Это представители так называе­мого демонстративного типа, которым важно проживать при свидетелях какие-то сильные страсти, рассказывать о ярком событии из своего прошлого, получать очеред­ную порцию заботы группы и веду­щего. Эпиграфом к их выступлени­ям может служить предсмертный крик Нерона: «Какой актер во мне умер!» Результат не важен - для них самоценен процесс привлече­ния внимания к ним. Некоторых тренеров они раздражают тем, что стремятся «солировать» на заня­тии, умело перетягивают беседу на себя, хотят занять «горячий стул» и тем самым не дают полноценно ра­ботать другим участникам. Только опытный тренер умеет жестко орга­низовать программу так, чтобы не позволить «демонстранту» превра­тить групповое занятие в спектакль одного бенефицианта.

Тренер, специалист по эффектив­ному менеджменту, всегда имеет в запасе набор ярких плакатов и вся­кий раз, когда в беседу вступает «игрок», он вытаскивает, как фо­кусник из рукава, из-за доски кра­сочный лозунг, или рисунок, или график. Картина немедленно пере­ключает внимание и отвлекает от бесплодной дискуссии.

 Разумеется, для этого тренеру приходится регулярно штудировать профессиональную литературу, ра­зыскивая новые блистательные идеи, а затем переводить их в на­глядные пособия. Но усилия окупа­ются, когда группа с увлечением подключается к решению предло­женной им задачи.

«Демонстранты» и «игроки» - са­мые безобидные типы из «черного списка» участников тренинга, ко­торые могут осложнить работу ве­дущего. Если бы все недовольные принадлежали к тому или другому типу, работа тренера не была бы омрачена. К сожалению, есть люди, играющие в более опасные игры. И к встрече с ними нужно быть готовыми. Но об этом в дру­гой статье.

                                                                                                                           Елена Крюкова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru