Бизнес-аналитик:три шага к цели
Светлана Герасимова
Источник: Элитный персонал
Долгое время анализом бизнес-процессов компании были вынуждены заниматься руководители высшего и среднего звена, зачастую не имевшие специальных знаний и получившие лишь практические навыки. Но время диктует свои
Долгое время анализом бизнес-процессов компании были вынуждены заниматься руководители высшего и среднего звена, зачастую не имевшие специальных знаний и получившие лишь практические навыки. Но время диктует свои правила, и применение новейших технологий бизнес-моделирования требует вмешательства квалифицированных специалистов.
Чего потребители ждут от компаний? Расширения ассортимента, улучшения уровня сервиса… В то же время агрессивный рынок требует осторожности в принятии решений, диктует необходимость снижения рисков. В этих условиях повышается актуальность повседневного анализа бизнес-процессов.
Анализ деловых процессов позволяет устанавливать закономерности в деятельности компании, минимизировать затраты, расширять сферу деятельности, повышать эффективность производства.
Изучая бизнес-модель, аналитик может найти в ней невыгодные процессы, правила и подходы к работе. Реинжиниринг (бизнес-инжиниринг) – это процесс освобождения от устаревших и нерентабельных процессов и разработки новых.
Первый шаг: высшее образование
«Готовых» бизнес-аналитиков учебные заведения мира пока, к сожалению, не выпускают: чаще всего такой специалист получает одно или несколько высших образований, а затем, по мере накопления профессионального опыта, совершенствуется и проходит дополнительные курсы обучения. Что поделать, реинжиниринг – новая для рынка тенденция, изобретенная в 80-х годах ХХ века.
«Специалисты в области бизнес-анализа, как правило, получают высшее образование в сфере информационных технологий или экономики, - отмечает Мария Бартенева, руководитель проектов ООО «ЮНИС-лаб». – Нередко в этой профессии встречаются люди с высшим математическим образованием. Довольно часто специалисты получают образование в той проблемной области, которая является основным предметом их деятельности».
Программа обучения кадров, способных заниматься производственным моделированием, в России существенно отстает от мировой практики. Даже несмотря на то, что специалисты в области информационных технологий считаются у нас одной из наиболее востребованных профессий на сегодняшний день. Западные вузы давно ввели в цикл подготовки IT-специалистов курсы программирования, разработки и поддержки информационных систем и регулярно совершенствуют методики преподавания, согласуя их с новыми открытиями. В наших учебных заведениях, к сожалению, лекции по этим дисциплинам читают по учебникам, написанным в 80-90 годы, а наиболее популярным языком программирования остается Pascal. Столичные вузы, отдадим им должное, преподают своим студентам Java или С++, но это чаще исключение из правил. К тому же, в списке номенклатуры специальностей высшей школы РФ четырежды встречается специальность «прикладная математика», дважды – «информатика и вычислительная техника», но ни разу не появляется понятие «анализ» или «моделирование информационных систем». Такова действительность…
В оправдание российской системы образования стоит добавить, что к ее несомненным преимуществам относится хорошая математическая база. Среднестатистический выпускник экономического, технического или математического факультета любого ведущего вуза страны имеет лучшую подготовку по высшей математике, чем его коллега, получивший образование за рубежом.
Итак, первое высшее образование, полученное в одном из известных вузов по специальностям, связанным с информационными технологиями, математикой, кибернетикой или экономикой, может стать начальной ступенью на пути к основной цели – освоению профессии аналитика бизнес-процессов.
Второй шаг: дополнительное образование
Чаще всего, одного образования для успешной работы в сфере бизнес-моделирования недостаточно: работодатели ждут от потенциального кандидата дополнительных знаний. «Желательно, чтобы сотрудник имел представление о смежных отраслях, - подчеркивает Никита Петров, руководитель проектов ООО «ЮНИС-лаб». – Например, если кандидат получил диплом в области IT, то приветствуются знания в финансовом менеджменте или в экономических науках».
Сложно предугадать, какие знания могут потребоваться аналитику в процессе работы. Специалисту «широкого профиля», как правило, доверяют задачи автоматизации процессов учета, сбыта, хранения товаров. Его коллега с узкой специализацией занимается более детальными исследованиями и совершенствованием производственного процесса. «Выполнение задания по оптимизации бизнеса желательно доверить аналитику, специализирующемуся в конкретной отрасли, - добавляет Никита Петров. – Это понизит риски проекта».
Но независимо от того, планируете ли вы стать универсальным или узкоквалифицированным специалистом, дополнительное образование так или иначе придется получать – в высшей школе или в специальных учебных заведениях. «Возможностей для целенаправленной профессиональной подготовки для работы в сфере бизнес-моделирования в России немного, - говорит Сергей Жигарев, консультант по управлению консалтинговой группы «БИГ». - Знания такого рода можно получить либо на практике, либо в специализированных учебных центрах, существующих при компаниях-разработчиках программных продуктов. Также подобное обучение проводят для своих сотрудников компании, приобретающие эти программы».
В курс обучения по профессии «бизнес-аналитик» в специализированных заведениях помимо лекций по экономике и базовым менеджерским дисциплинам входят занятия по логистике, интерактивному бизнесу, управлению проектами, психологии. Однако, без специальных знаний – в частности, проектирования на UML (универсальном языке моделирования), методики построения информационных систем, - работать с моделями процессов, происходящих на предприятии, будет невозможно.
Многочисленные процессы, складывающиеся внутри компании, можно объединить в бизнес-модель ее деятельности (производственной, финансовой, торговой, складской и проч). Бизнес-моделирование позволяет описать совокупность событий, которые могут произойти в организации, соотнести эти события с необходимыми последовательностями действий.
Третий шаг: специальные программы
«Курсы по бизнес-моделированию и методологии создания программных систем предназначены для бизнес-аналитиков, методологов, системных аналитиков, руководителей проектов и ведущих специалистов по разработке информационных систем», - рассказывает Михаил Кумсков, ведущий преподаватель Академии АйТи. Именно владение программными продуктами отличает квалифицированного сотрудника. Одно дело – представить отчет в виде схем и блоков в PowerPoint, и совсем другое – детально проработанные при помощи специальных программ модели ведения бизнеса. По мнению Марии Бартеневой, бизнес-аналитику требуется знание определенных технологий, включая инструментальные средства (BPWin, RRose, ARIS) и различные методологии - от методов анализа (Balanced ScoreCard) до языков моделирования (UML, IDEF).
На основе построенной модели бизнес-аналитик может сформулировать рекомендации по совершенствованию системы управления деятельностью компании, ее персоналом, поступлениями и затратами, учетом и складированием.
Перед тем, как сделать шаг
Обладаете ли вы теми качествами, которыми в идеале должен обладать бизнес-аналитик? «Для подобной деятельности требуются способности к системному анализу, - считает Сергей Жигарев. – Кроме того, склонность к длительной, кропотливой работе в нашем деле несоизмеримо важнее креативных способностей». Также очень важны коммуникабельность, знание принципов получения нужной информации. Наконец, эксперты уверены, что для бизнес-аналитика определяющее значение имеет опыт – в частности, опыт проектирования и разработки информационных систем.
Итак, вы молоды, энергичны, любите трудоемкую и кропотливую работу. У вас в руках – диплом о высшем образовании в области IT. Вы готовы уже завтра приступить к занятиям по финансовому менеджменту и изучить принципы работы сложных программ. Тогда, возможно, вы – представитель профессии завтрашнего дня?
Светлана Герасимова
|