Ожидание чуда в Новом году
Борис Мазо
Источник:
И подчиненные и руководители связывают приход нового календарного года с переменами к лучшему. Новый год приносит надежду на сказочные изменения, но перемены происходят только по трезвому расчету.
Как в доброй старой
И подчиненные и руководители связывают приход нового календарного года с переменами к лучшему. Новый год приносит надежду на сказочные изменения, но перемены происходят только по трезвому расчету.
Как в доброй старой сказке про умного Ивана-дурака и глупого старого царя, обновления ждут все. Только понимают его по-разному.
Стоит только прыгнуть в кипящий чан при всем честном народе, как "хорошие" станут удачливее в бизнесе и в жизни, а "плохие" сварятся и больше не будут мешать поступательному развитию компании. Часто разделение на тех, кто помогает динамичному движению организации, и тех, кто мешает, происходит эмоционально, по очевидно неэкономическим причинам.
Завышенные ожидания
Перед Новым годом подчиненные надеются, что после отдыха на роскошных заокеанских курортах начальник вернется добрым и терпимым. Будет лучше относиться к ошибкам персонала, адекватно воспринимать неэффективные решения, а главное, станет платить адекватную зарплату. Причем под "адекватной" подавляющее большинство подразумевает значительно большую, чем заслуживают с точки зрения руководства, и уж конечно большую, чем Госкомстат называет достаточной для удовлетворения основных потребностей.
Топ-менеджеры ждут от своих сотрудников новых идей и решений, которые в одночасье приведут бизнес к успеху. Используя авторитарный метод управления, они ждут инициативы и свободного полета мысли, направленного на увеличение стоимости компании. Они надеются, что после Нового года персонал ощутит свою ответственность и разделит риски с собственником.
Ожидания и первых, и вторых чаще всего не оправдываются, и необходимо сделать так, чтобы рабочий год не начинался с разочарований.
Исполнение надежд
По мнению Бориса Гамаюнова, генерального директора компании "РКН", взаимные ожидания обостряются под Новый год, и бороться с ними не имеет смысла, все равно в следующий новогодний праздник они вернутся.
"Новую жизнь все начинают либо с понедельника, либо с 1 января. Во все времена канун Нового года воспринимался как рубеж, за которым начинается другая жизнь. С точки зрения организационного развития можно провести аналогию с внедрением изменений. Их ожидают, срок известен, и что там будет в результате, не всегда воспринимается однозначно руководителями и подчиненными.
Правда, предстоящие изменения в компании обычно связаны с рациональными причинами и ожиданиями. Предновогодние ожидания, как правило, иррациональны. Вот здесь и есть возможности для менеджера: ему следует вычленить это иррациональное и максимально совместить с предстоящими изменениями в компании.
Это следует совмещать уже с новогоднего тоста руководителя на вечеринке. Он же знает о планируемых изменениях в компании. Вот и повод связать с иррациональными несформулированными ожиданиями сотрудников. Главное, все точно рассчитать и обязательно исполнить", - убежден Борис Гамаюнов.
Просчитанные шаги
Хотя большинство опрошенных топ-менеджеров возглавляют частные компании и на собственном опыте знают все зигзаги советского планирования, все же они отдают предпочтение плану. И в стратегии, и в мелочах.
Анатолий Турчак, президент холдинговой компании "Ленинец", не приветствует резкие изменения и не считает, что следует куда-то прыгать сломя голову. "Я предпочитаю планомерное поступательное движение к намеченной цели. По такому принципу действует наш холдинг -- каждый шаг просчитан и взвешен. В бизнесе я вообще не сторонник ожиданий, особенно чрезмерных".
"Считаю, что только своевременный план утвержденных работ (в нашем случае до нового года) позволяет избежать слишком больших ожиданий и слишком больших разочарований, - говорит Игорь Лященко, генеральный директор ООО "Петроблснаб "Девяткино". - Впрочем, хорошо проведенный отпуск еще никому не помешал, а иногда даже позволяет из пессимистического варианта плана сделать оптимистический к взаимному удовольствию как руководителя, так и сотрудников".
Помогает ли вам ожидание предновогодних чудес?
Наталья Соболева: "Новый год -- это такое время, когда все ждут чудес, в том числе прощения долгов, лояльности к безобразиям, чтобы была большая зарплата и ничего за это не было и пр. Есть еще одно часто встречающееся ожидание чуда: менеджеры ждут, что, когда закончится декабрьская горячка, они смогут наконец-то всерьез и не отвлекаясь заняться выработкой важных стратегических решений. Все это конечно же утопия: есть правила, которые нужно выполнять независимо от времени года, есть корпоративная культура, регламентирующая отношение к тем или иным поступкам и проступкам. Оперативная работа все равно никуда не исчезает ни в январе, ни в феврале...
Бороться с ожиданием чуда бесполезно и даже вредно (ну хоть раз-то в году можно помечтать), но залогом отсутствия серьезных разочарований является регулярное планирование и тактической и стратегической работы, а затем, исполнение и контроль исполнения запланированного. В декабре надо подводить итоги года и формировать планы на следующий год. Если цели и планы их достижения всеми участниками разделяются, если компания ведет себя последовательно в оценке результатов, то нет почвы для необоснованных ожиданий и разочарований".
Юрий Ковальчук: "Я верю в новогодние обновления. Мне нравится сказка, хотя я прекрасно понимаю, что она может только улучшить настроение. Увы -- сказочные решения или прогнозы редко сбываются. У меня есть некоторые ожидания, которые к Новому году усиливаются. Но это не значит, что я перекладываю ответственность на подчиненных или надеюсь на сказочное везение. Трезвый расчет, стратегически выверенный прогноз, скрупулезный анализ. И все равно, уходя на новогодние каникулы, я надеюсь, что вернусь к обновленным самостоятельным сотрудникам, которые будут находить решения и нестандартно мыслить. Те же ожидания я распространяю на себя -- накопленная за год усталость спадет, новые силы и идеи придут, и все намеченное на год будет сделано".
Александр Няго, президент ОАО "ТВЭЛ": "Моя работа связана со столь серьезными вещами, что приходится быть реалистом, и к предновогодним фантазиям я отношусь скептически. Для меня наступление Нового года в какой-то степени некий стартовый знак -- отчетный период закончился и надо начинать готовить будущие собрания акционеров, собирать и сводить в отчеты показатели региональных компаний. Тут не до сказок и волшебных превращений. Конечно, как каждый человек, я радуюсь предстоящему отдыху, но голова занята текущими проблемами -- их в нашей области хватает. И решения ждут от меня, иначе какой же я руководитель".
Борис Мазо
|