Топ-менеджер с учебником и без
Вера Смагина
Источник: Элитный персонал
Современный управленец должен иметь в своем арсенале массу различных знаний и навыков. Но каким образом пополняется этот арсенал? Для того чтобы ответить на этот вопрос, газета «Элитный персонал» совместно с
Современный управленец должен иметь в своем арсенале массу различных знаний и навыков. Но каким образом пополняется этот арсенал? Для того чтобы ответить на этот вопрос, газета «Элитный персонал» совместно с группой компаний «Ton-Менеджмент Консалт» провели круглый стол «Практический взгляд на образование и опыт топ-менеджеров».
В разговоре приняли участие:
• Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при Правительстве РФ;
• Зося Герчикова, управляющий партнер группы компаний «Топ-Менеджмент Консалт»;
• Татьяна Кузнецова, партнер компании ВРО;
• Наталья Прокопьева, руководитель представительства МВД фармацевтической компании «Эвалар», выпускница МВА 2000;
• Сергей Ряковский, заместитель генерального директора по кадровой политике ОКБ Сухого, преподаватель Всероссийской академии внешней торговли (МВА);
• Наталья Опарина, главный редактор информационно-аналитической системы «Персонал 911», «Топ Менеджмент Персонал»;
• Наталья Толстая, генеральный директор «Амплуа-Брокер», слушательница бизнес-школы.
МВА в России уже не редкость. Руководители некоторых компаний признают важность этой степени при трудоустройстве, что не может не стимулировать приток учащихся в бизнес-школы. В связи с этим возникает вопрос, насколько за последний год-два в российском обществе изменилось отношение к специалистам с MBА?
Н.О.: Наверное, сегодня уже можно сказать с большой долей уверенности, что понятие МВА перестало быть экзотическим. Многие осознали необходимость получения качественного образования в области бизнеса, поэтому и отношение к нему и к выпускникам изменилось в лучшую сторону.
С.Р.: Меня как работодателя часто спрашивают: поможет ли МВА при устройстве на работу? Однозначного ответа нет; любое систематизированное образование помогает личности развиваться. Но сам по себе диплом мало что значит, необходимо узнать, что человек умеет делать, что он делал раньше. Многие рассматривают МВА как палочку-выручалочку, эффективный способ найти работу. Это - заблуждение. Поэтому популярность МВА растет в среде абитуриентов, но не работодателей, которые ставят бизнес-образование на 3-е место после личностных качеств и опыта работы. И если вы меня спросите как преподавателя, беру ли я на работу своих учеников, отвечу: пока еще ни одного не взял и даже не рассмотрел как претендента. С другой стороны, я с большим уважением отношусь к тем, кто идет учиться на программах МВА. Большинство из них сознательно выбирают дополнительное обучение для того, чтобы достигнуть какой-то конкретной цели.
Н.Т.: Невозможно сказать, что больше помогает менеджеру при движении по карьерной лестнице: практический опыт или МВА. Бывают случаи, когда МВА просто необходимо для получения знаний и повышения образовательного уровня. Например, если у человека в резюме в графе «образование» стоит непрестижный вуз -для работодателя это минус. В таком случае он, конечно, обратит внимание на наличие степени МВА.
А.Ч.: Если бы работодатели обращали больше внимания на наличие дополнительного образования у кандидатов на вакантные места, рынок развивался бы намного быстрее.
Кто учится в бизнес-школах? Должны ли компании оплачивать обучение своих сотрудников, или искать деньги -личное дело каждого абитуриента? Как часто выпускники МВА меняют место работы?
А.Ч.: Основная масса российских студентов платит сама за себя. Это позволяет им оставаться независимыми и строить свою карьеру самостоятельно.
Н.Т.: У нас в группе преобладают люди, за которых платит компания. МВА может и должна восприниматься руководителями как своеобразный бонус для людей, которые долго работают на одном месте.
С.Р.: Человек, которого направляют учиться за деньги компании, должен подумать о своем будущем. Например, что будет, если он «перерастет» фирму, которая оплатила обучение? Я согласен с тем, что МВД - это личное дело каждого.
Н.Т.: Никто не может гарантировать, что, получив степень магистра делового администрирования, человек останется в компании. Кстати, в нашей группе примерно 30% слушателей рассчитывают перейти на другую работу.
А.Ч.: Некоторой гарантией того, что человек останется в компании, является его стаж. Однако за время обучения желание сменить место работы возрастает. Удивляться не приходится - у людей появляются новые связи, меняются взгляды, появляется уверенность в себе. Появляется, наконец, желание реализовать все это. И если в старой компании такой возможности нет – выпускники ищут новую работу. Но при этом нельзя забывать, что на российские программы МВА часто поступают собственники бизнеса.
Н.П.: Кстати, во многих группах основу составляют приезжие. Пять лет назад я сама приехала в Москву для работы в московском офисе нашей компании. Диплом МВА мне был нужен, чтобы иметь «московскую марку» образования. Могу сказать, что «регионалы» достаточно мотивированы на получение хорошего столичного образования, ведь от этого во многом зависит, как сложится их дальнейшая карьера.
Обучение в бизнес-школе предполагает прохождение слушателем множества предметов и специальных тренингов. Что важнее: качество программ или психологическая подготовка будущих лидеров бизнеса?
А.Ч.: В какой-то мере способность к лидерству МВА может развить, но сформировать лидерские качества программа не в состоянии, и это не является ее целью.
Н.Т.: МВА дает возможность изучить новые технологии, знакомит с нестандартными бизнес-технологиями, формирует необходимую методологическую базу для выработки алгоритма принятия решений. Но лидерству нужно учиться самостоятельно.
Н.П.: Выбирая бизнес-школу, ориентируешься, прежде всего, на ее бренд, что предполагает высокое качество основных программ. Что касается бизнес-психологии и лидерства, то выработка этих качеств - это, скорее, задача специальных тренингов и семинаров, которые были очень полезны во время учебы в бизнес-школе.
Можно ли сказать, что каждый топ-менеджер должен стремиться получить степень МВА? Выпускники бизнес-школ успешнее, нежели их коллеги без такого образования?
Т.К.: Все зависит от бизнеса. Мировая практика показывает, что в консалтинге и финансовой сфере сейчас без МВА сложно. Но невозможно однозначно сказать, что выпускники бизнес-школ более успешны, чем другие менеджеры. Безусловно, им проще претендовать на «громкие» должности, но успех мерится еще и результатом работы, реальными успехами в бизнесе. Если мерить успешность ростом оплаты труда после окончания школы, то можно смело говорить, что выпускники первой десятки-двадцатки мировых бизнес-школ успешно делают карьеру.
Н.Т.: Мне кажется, что навыки и опыт в карьере первичны, но вопрос в том, что есть должности, где не обойтись без хорошего образования. Диплом вуза - показатель не только знаний, но и культуры, мотивации и стремления к успеху.
З.Г.: Я тоже считаю, что навыки чрезвычайно важны. Выпускник МВА без опыта, как правило, сильно переоценивает себя. Некоторые, приходя устраиваться на работу, запрашивают стартовую зарплату в несколько раз большую, чем та, которая соответствует их уровню подготовки. И не понимают, что компании придется их обучать «с нуля» для того, чтобы сделать хорошими специалистами.
А.Ч.: Я все-таки полагаю, что завышенная самооценка зависит не от образования, а от личности. Запросить нереальную зарплату на предварительном собеседовании может выпускник любого вуза.
Н.П.: Да, но у некоторых с получением степени магистра делового администрирования складывается ощущение, что они могут и знают больше, чем окружающие. Выпускники МВА грешат этим особенно часто. Безусловно, бизнес-образование очень важно. Новые знания и навыки, интересные знакомства, престижная степень - все это огромная помощь в бизнесе. Но со временем понимаешь, что залогом успеха является прежде всего твой бизнес-опыт, интуиция и воля.
Изменились ли требования к образованию при приеме специалиста на работу?
И.О.: Да, требования к образованию продолжают расти, все более востребованы выпускники престижных учебных заведений и лучших бизнес-школ, но по-прежнему на менеджерских позициях основным критерием остается необходимый опыт.
Т.К.: От человека все чаще требуется профильное образование, диплом сильных вузов. МВА, кстати, может восприниматься как альтернатива второго высшего образования. И в России работодатели ценят не столько «корочки» вуза, сколько мотивацию человека, который тратит свое личное время и прикладывает усилия для собственного развития.
З.Г.: Не все российские программы МВА предлагают качественное образование, поэтому нельзя реагировать только на слово «МВА». Прежде чем принимать на работу выпускника бизнес-школы, работодателю необходимо уточнить, в каком учреждении он проходил обучение, по какой программе. Хотя я согласна с тем, что диплом дает дополнительные возможности развития карьеры.
В последние годы растет количество учебных заведений, предлагающих обучение по программам MBА. По каким критериям можно судить об их качестве?
А.Ч.: Существуют специальные рейтинги школ, но судить по ним очень сложно; все они очень разные, подчас весьма противоречивые. Но сегодня уже есть несколько образовательных учреждений, которые стабильно выпускают сильных специалистов.
С.Р.: Как и в любом виде деятельности, в бизнес-обучении есть лидеры и аутсайдеры. В рейтингах Financial Times и Wall Street Journal учитываются такие формальные показатели, как средняя зарплата выпускника на выходе из школы, количество заявок на выпускника МВА, отношение к студентам. Но в России многие западные критерии просто не действуют. Например, информацию о зарплатах выпускников вы нигде не найдете. У нас можно смотреть только на качество программ. Узнать отзывы выпускников о школе. Состав опытных преподавателей -это также признак качества образования.
А.Ч.: Да, но кто будет оценивать преподавателя? Для этого как минимум надо побывать на лекции. Один из способов узнать о качестве образования - обратиться в ассоциацию выпускников. Они могут дать информацию о школе, о том, кто из выпускников какую должность сейчас занимает. Настолько, насколько эти сведения подлежат огласке.
Многие скептически относятся к качеству российских программ МВА. В то же время растет количество школ, и преподаватели-практики идут туда работать. Почему люди идут на это, забирая время у собственного бизнеса, и сложно ли найти преподавателей? э
С.Р.: Вопрос можно сформулировать по-другому: почему лично я преподаю? Я воспринимаю это занятие как миссию, которую я обязан выполнять. Кроме того, я и не прерывал свою преподавательскую деятельность.
А.Ч.: К сожалению, в некоторых школах еще остались преподаватели, которые читают лекции по бумажке. Но для любой школы штат опытных преподавателей - это важнейший фактор успеха. Образовательные учреждения стараются приглашать преподавателей-практиков. Найти их не просто. Мы, например, сотрудничаем с консалтинговыми агентствами, приглашая нужных специалистов. Они часто заинтересованы в этой работе, поскольку перед ними целая группа их потенциальных клиентов.
Т.К.: Многим людям, реализовавшим себя в бизнесе, хочется сделать что-то социально значимое. Преподавание в бизнес-школе -весьма удачное место для этого.
З.Г.: Некоторые таким образом пытаются сделать себе рекламу. К счастью, их меньшинство.
Что ждет наше бизнес-образование, как оно будет развиваться?
С.Р.: Оно будет развиваться, пойдет из столицы в регионы. И постепенно будет понижаться его качество. Когда станет много школ, какая-то часть непременно будет производить массовый, а значит, дешевый продукт. И не только по цене, но и по качеству.
А.Ч.: Зато в «толовых» школах качество обучения будет расти. Я полагаю, что произойдет разделение школ на несколько категорий, различающихся и по качеству, и по составу слушателей. Снижение уровня произойдет в массе за счет регионов. Им еще предстоит пройти длительный путь для того, чтобы развить экономику и сделать возможным преподавание по европейским стандартам.
З.Г.: Я бы сформулировала так: качество образования будет расти, а дифференциация школ усиливаться.
Подготовила Вера СМАГИНА
|